В октябре и ноябре 2021 года многочисленные массы поклонников киберспорта на территории СНГ стали свидетелями исторических побед: команда «Team Spirit» стал победителем юбилейного «The International» от компании «Valve» по дисциплине «Dota2», а команда «NaVi» стала сильнейшей в «CS: GO».
Фанаты «Доты» лицезрели, как 17 октября игроки из СНГ-региона спустя 10 лет вновь подняли над головой долгожданный «Аегис», заработав рекордные призовые в размере 18,2 миллиона долларов, то есть больше 3,5 млн на каждого из 5 членов команды. Победа «спиритов» вызвала целый всплеск обсуждений данного события: команду поздравил президент РФ Путин, их успех всерьёз обсуждали видные политики, спортсмены, музыканты, они и на шоу к Урганту сходить успели.
В один вечер молодые «дотеры» из ноунеймов стали звёздами, а их триумф не мусолили разве что самые жёсткие затворники, отказавшиеся от всех благ цивилизации (но это не точно).
А уже 7 ноября украинские спортсмены из «NaVi» забрали первый за два года «Major» по «CS: GO» — «PGL Major Stockholm 2021». Правда, здесь сумма призовых оказалась значительно меньше — парни заработали 1 миллион долларов, что ни в коем случае не уменьшает их заслуг. К слову, в киберспортивном комьюнити можно встретить мнение, что успех «рождённых побеждать» ничем не меньше, чем долгожданное первое место команды из СНГ на «Инте».
Так или иначе, но оба эти события возвели наш регион на верхушку мирового киберспорта. Теперь мы в тренде, все хотят быть как мы, а родители (особенно узнав о сумме призовых в «Доте») лишний раз задумываются, когда собираются выключить компьютер у своего ребёнка.
За триумфом профессиональных игроков не мог не последовать интерес как к самим компьютерным играм, так и локальным организациям, которые весь этот процесс контролируют. И если вы вдруг не знали, то в Архангельской области давно и успешно функционирует своя федерация, которую смело можно отнести к одной из первооткрывателей этого весьма интересного и местами непонятного для непосвящённых лиц дела.
О создании, работе, планах и амбициях Федерации компьютерного спорта Архангельской области редакции ИА «Эхо СЕВЕРА» рассказал её основатель Алексей Гусаков.
Дэн Войтко, корреспондент:
— С чего началось создание федерации? Как и за счёт чего вам удалось дойти до организации больших турниров и заручиться поддержкой на уровне руководства области?
Алексей Гусаков:
— Можно сказать, что история федерации берёт своё начало в 2015 году, хотя я и мои знакомые в киберспорте очень давно и в своё время занимались организациями разных турниров, входили в ТОПы всероссийского рейтинга по «Counter-Strike». Но именно в 2015 году мы провели турнир по «ксу» в М33, а затем решили возродить это движение, которое на тот момент напрочь заглохло.
В этом плане мы даже опередили время, ведь компьютерный спорт включили в реестр официальных видов спорта РФ только летом 2016 года. Первые два года мы в основном занимались организациями турниров (в рамках фестиваля «Just play»), поскольку своих компьютеров у нас не было.
Переход от количества наших усилий к качеству случился ближе к концу 2019 года, когда нас поддержало областное правительство, а в федерации появились первые 5 компьютеров. Площадку нам предоставил областной Дом молодёжи. Затем нам помог наш партнёр «Ростелеком» и подключил бесплатно к Интернету. Какое-то время мы безуспешно делали попытки, чтобы получить президентские гранты, и смогли этого добиться лишь в марте 2020-го.
За счёт гранта федерация закупила 17 компьютеров, сделала ремонт всё в том же Доме молодёжи, смогла обеспечить зарплатой наших сотрудников.
— С какой из самых частых проблем за этот период вы сталкивались?
— С тем, что киберспорт зачастую не понимают и сравнивают его с игроманией. Последняя действительно забирает у людей не только кучу времени, но может влиять и на их самочувствие. Спорт, в свою очередь, понятен. Это такой же тренировочный процесс (как, например, в футболе, хоккее, баскетболе и так далее), который должен занимать определённое время.
Соответственно, наш проект был направлен на борьбу с игроманией. Мы занимаемся формированием команд, тренировками, помогаем с тренерами. Ребята ходят и в определённое время дня тренируются.
Затем нам удалось взять второй президентский грант. Проект был направлен на обучение людей почтенного возраста компьютерной грамотности. За всё время через наши центры прошли почти 800 человек. Все занятия у нас проходят бесплатно.
Собственно, развитие компьютерного спорта — это наше главное направление. Помимо обучения компьютерной грамотности, мы планируем запустить так называемую Школу IT (информационных технологий). Это обучение более сложным программам, например, фотошопу.
— Как в таком случае сочетаются понятия цены и качества? Что может предложить федерация, чего нет на тех же платных курсах?
— Все понимают, что мы живём на гранты. У ребят здесь небольшие зарплаты, а желание позволяет им после основной работы прийти сюда и позаниматься с посетителями. Одно из наших преимуществ — доступность. Любой желающий может заранее записаться на наших ресурсах, забронировав себе компьютер.
Пришёл — позанимался — ушёл. И это бесплатно.
— В таком случае как вы контролируете игровую зависимость у детей? Кто угодно может сказать родителям, что он сделал уроки, а затем отпроситься гулять. Но вместо улицы он побежит к вам.
— Если речь идёт о детях до 12 лет, то за компьютером мы позволяем им работать не больше 2 часов в день: играть, «сёрфить» в Интернете, пользоваться виртуальной реальностью (VR) и так далее. Например, у нас есть 3D-принтер и вышивальная машинка с ЧПУ (числовое программное управление, — прим. ред.), которая пользуется большой популярностью и девушек.
Нам удалось нашу площадку разбить пополам: 10 компьютеров мы перетащили в Северодвинск. Здесь осталось 12 машин, считая администраторский и VR. В области у нас действуют 4 площадки, на каждой из которых по 5 компов — это Онега, Плесецк, Березник и Няндома. Ещё две — в Котласе и Коряжме — планируем открыть в апреле 2022 года.
Все желающие там тоже могут приходить и заниматься бесплатно, а центры работают аналогично нашему.
— С обучающей деятельностью мы разобрались. Как насчёт организации и проведения киберспортивных турниров? Чем здесь живёт Архангельская область?
— На 18 декабря в Доме молодёжи запланировано проведение чемпионата области по «Dota2». Могу смело сказать, что это будет очень большое мероприятие, в рамках которого участники смогут получить спортивные разряды. Ничего подобного в нашем регионе ещё не проводилось.
— Для общей картины: какой уровень будет у участников?
— В области есть один игрок, который входит в ТОП-200 европейского ладдера по «Доте». Будет он или нет на турнире, сейчас сказать сложно. Однозначно на чемпионате сыграют несколько игроков с рейтингом ТОП-3000 Европы. Если переводить на язык разрядов и уровня борьбы — это очень хорошо.
Так что все пройдёт в лучших традициях соревновательной «Доты»: судьи, болельщики, комментаторы, рёв зала. Как на LAN-турнирах.
— Можно сказать, что Архангельские киберспортсмены достигают каких-то высот?
— Команда С(А)ФУ два года подряд занимает второе место в студенческой лиге по Северо-Западу, уступая только Санкт-Петербургу. Там 5 дисциплин: «Dota2», «CS: GO» «HearthStone», «StarCraft 2» и «Clash Royal». Для сравнения: Питер уже четвёртый год подряд занимает первое место по стране. Нам бы хотелось посмотреть, как наши соревнуются с лучшими сборными страны.
Учитывая, как мы играем и боремся с Питером, шансы не хорошее выступление определённо есть.
— Как вы можете парировать мнение, что киберспорт — это не спорт? Там не бегают, не прыгают, не ползают.
— Зачастую мы говорим о том, что киберспорт — это командный вид спорта, где важно взаимодействие между участниками коллектива. От своей команды я этого когда-то добивался 4 года. Мы тренировались, почти не меняли состав и сумели пробиться на всероссийские соревнования. И это мы говорим про «КС». В «Доте» ещё сложнее — там совершенно другой уровень коммуникации и масса стратегий.
У кибератлетов очень развита реакция. У меня есть любимое исследование американских учёных, которое говорит о том, что любители шутеров (стрелялок) — лучшие водители, способные идеально в моменте оценить обстановку вокруг себя и среагировать правильно. Это я знаю и по себе.
Безусловно, никто не отменял и саму сложность процесса: тренировки, работа в команде, прокачка личного скилла. Всё это есть во всех других видах спорта, которые более понятны массовому зрителю.
— А как на счёт такого стереотипа, что «стрелялки» вызывают агрессию?
— Один раз мне удалось попасть на выступление доктора наук ВНИИ МВД России Игоря Сундиева, который сказал, что в мире нет ни одного научного исследования, которое бы доказывало, что «стрелялки» влияют на агрессию. В основном это работает совершенно иначе.
Профессор Сундиев отвечает людям, считающим это проблемой просто — лучше попытайтесь вникнуть и разобраться, а не сразу же стремитесь запрещать. Честно говоря, я люблю ломать подобные стереотипы.
Могу сказать, что те же молодые родители стали лояльнее относиться к играющим детям. Во-первых, они сами уже успели познакомиться с компьютерными играми. Во-вторых, они понимают, что этот рынок развивается и через определённое время их сыновья и дочери смогут зарабатывать в сферах, связанных с компьютерами.
— Может ли это отчасти быть связано с тем, что «Counter-Strike» до сих пор в стране у нас официально не признан?
— Пожалуй, да. Скорее всего, эту игру считают слишком агрессивной. Как по мне, так это неправильно. Драться в заведениях может кто угодно, но я очень сомневаюсь, что в таких ситуациях оказываются любители компьютерных игр. Это другой менталитет.
Нам всем остаётся надеяться, что в скором времени здравый смысл восторжествует и ответственные люди примут соответствующие решения на благо развития киберспортивных дисциплин в России.
В остальном же могу сказать, что мы продолжаем работу. У нас много интересных планов. Следите за анонсами на наших ресурсах, приходите сами и принимайте участие.