Режиссёр: Уэс Андерсон.
В ролях: Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Уиллем Дефо, Тимоти Шаламе, Кристоф Вальц и др.
Премьера: 18 ноября 2021.
Российский прокат начал активно удивлять интересными новинками под конец года. В списке лучших на данный момент определённо лидирует новая лента от Уэса Андерсона — «Французский вестник».
Действие происходит в вымышленном французском городе в трёх временах. Грубо говоря, фильм повествует о кончине главного редактора американского еженедельника, чей офис находится во французской провинции, и о последнем тираже «Вестника». Весь сюжет завязан на некрологе главному редактору, который пишется корреспондентами коллективно, пока тело горячо уважаемого шефа лежит на офисном столе.
Однако Андерсон не был бы собой, если бы вёл повествование в своих работах линейно. Поэтому история о кончине редактора перемежается тремя «главами» — репортажами от трёх журналистов, погружающим зрителя в три разные эпохи и помещённым в три разных газетных рубрики. Прологом к фильму служит известие о смерти владельца газеты «Французский вестник».
Далее идёт первая журналистская история — о художнике-психопате из начала 20 века, сидящем за решёткой в палате для буйных, который при этом умудряется писать гениальные модернистские полотна и становится прижизненной легендой, не покидая стен скорбного дома (из которых в итоге выбирается, помогая укротить тюремный бунт). Вторая история обращена к студенческим бунтам 60-х годов.
Подростковый нарциссизм и неистребимая романтика отсылают нас к классикам «французской новой волны», пока юные герои сюжета пишут революционный манифест и занимаются любовью. Третья история — из наших дней. Сын полицейского похищен бандитами, но его личный повар с героизмом Супермена и стоицизмом самурая вызволяет ребёнка из неволи.
В эпилоге кинокартины журналисты, собравшиеся вместе в начале фильма, всё так же оформляют некролог своему шефу. Итог — работа из нескольких короткометражных полотен, объединённых общим настроением и концепцией.
Итак, с сюжетом разобрались. Без спойлеров, к сожалению, не обошлось, но фильмы Андерсона — вовсе не из той категории, которая ценится сюжетными поворотами и острой драматургией. Прелесть работ режиссёра — в гиперформализме, в нарочито театральном, выверенном до миллиметра визуальном ряде и невероятных оттенках кадровой палитры.
Как бы ни был искусствен творческий мир Уэса Андерсона, однако режиссёр взял за основу своего творения некоторые реальные вещи. Даже у его еженедельника есть реальный «прототип» — вполне себе существующий журнал «The New Yorker». А некоторые корреспонденты в фильме имеют своих реальных двойников — мастеров слова 20 века.
По признанию режиссёра, многие истории, раскрытые в своём фильме, он так же почерпнул из этой же газеты, хоть и приукрасил их. Сам фильм мастер сделал таким образом, чтобы его просмотр напоминал чтение еженедельного вестника.
Причудливые персонажи — неизбежность для зрителя Андерсона. Чудаковатые и меланхоличные, трагичные и смешные, они будто раскрашены пастельными мелками. Так или иначе, каждое действующее лицо отражает трёхслойный слом эпох Франции (и, кажется, всего мира в целом). В целом же «Французский вестник» — ода-карикатура, посвящённая вехам французских нравов, вкусов и эстетике.
Все работы мастера кажутся на первый взгляд «ниочёмными», просто затейливыми и прекрасными историями. Однако если вглядеться в персонажей, можно понять, что мир Андерсона — отрефлексирован, осмыслен и глубоко трагичен. Поза Андерсона — это поза человека, ностальгирующего не по конкретному прошлому, а по тому миру, который никогда не существовал. В его мироздании толика комедийной беспомощности человечества сочетается с лиричной грустью.
И вот как раз это сочетание смешного и безысходного, прекрасного и умилительного — рождает особый аффект души. Тем более что способ подачи такого «материала» уместен на все сто: все кадры, действия и реплики Андерсона продуманы с расчётом фетишиста, хирурга от мира киноэстетов. Это позволяет зрителю ощутить изрядный фарс происходящего на экране, чтобы иметь дистанцию для осмысления, и пережить особое щепетильное эстетическое удовольствие. С одной стороны зрителю дана свобода, чтобы облегчить его рассудок в момент столкновения с экзистенциальным кризисом персонажей.
А с другой стороны — эстетика фильма ненавязчиво ведёт сознание зрителя по нужной режиссёру тропе. Удивительно, что как на обывателей так и на бывалых синефилов этот приём оказывает одинаковое влияние, приятно теребя самые чуткие шестерёнки души. После просмотра Андерсона хочется кого-нибудь пожалеть, полюбить (да хоть бы и себя самого!), умилиться своей комичности, рассеянности и трогательной человечности. Хочется улыбнуться над собой и ближним.
Фильм можно обвинить разве что в несколько лихорадочном темпе, перенасыщенном визуальными открытиями и прочим гиперформализмом. Это несколько затрудняет процесс просмотра, не даёт уловить все сюжетные ходы. На такую картину сложно вести даму или компанию друзей: едва отвлечёшься — и ты уже потерял какую-нибудь ниточку нарратива. И визуальную находку, которыми буквально нафарширован «Французский вестник».
Стилистически этот мультидетальный фильм забит настолько, что в нём находится место даже анимации. Не говоря уже о том, что изображение регулярно переходит из формата ч/б в полный цвет и меняется в размере. Но, в общем-то, не стоит рационализировать даже откровенную кашу из образов этого режиссёра.
Фильм Андерсона распадётся, если начать его препарировать: слишком уж целен этот удивительно мягкий и нежный поток образов, речей, действий… В этом и заключена его основная художественная ценность. Поразительно, но даже, казалось бы, неудачи Андерсона становятся его прямыми достоинствами.
Саундтрек к картине, кстати, напоминает атмосферные сопровождения из комедий Вуди Аллена.
Советуем посетить кинотеатр и погрузиться в волшебное метафизическое действо, предоставленное великолепным режиссёром. Тонких ценителей порадует так же обилие отсылок (в том числе цветовых) — к Годару, Трюффо… Наша оценка — 9/10: за сложность восприятия темпа. В целом — изысканная ручная работа/
16+
Алексей Черников
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».