Режиссер: Уилл Шарп

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Клэр Фой, Тайка Вайтити, Андреа Райзборо, Софи Ди Мартино

Премьера: 21 октября 2021 года

«Кошачьи миры Луиса Уэйна» — это тот фильм, который не имел бы и половины смысла, выйди он в эпоху отсутствия Интернета. Без сегодняшнего всеобщего культа обожания котиков и мемов про них кино о первопроходце в области кошатничества не было бы так интересно.

Как можно понять из названия, лента рассказывает историю британского художника Луиса Уэйна — человека, сумевшего перенести на холсты свою шизофрению и показать миллионам, на что способно человеческое воображение, смазанное психическим расстройством.

Играть главную роль доверили Бенедикту Камбербэтчу и вряд ли кто-то другой мог бы справиться лучше с этой работой. Камбербэтч собаку съел на эксцентричных и «слегка» не от мира сего персонажах. С другой стороны, если вы видели «Игру в имитацию» или сериал «Шерлок», то полного погружения в мир фильма ждать не стоит. Как бы ни старались декораторы и художники по костюмам, зритель все равно видит известного актера, играющего роль. Да и внешних сходств у Камбербэтча и Уэйна не так, чтобы много.

Однако, Бенедикт справился, причем, хорошо. Не знаем, сколько он тренировал испуганный взгляд человека, загнанного в угол, но получился он у него отлично.

Не хуже потрудились и вышеупомянутые лица, ответственные за атмосферу окружающего мира. Платья, кружевные платочки, смокинги и льняные туфли для гольфа — все это работает на максимум, особенно в первой половине фильма. Создатели вдоволь посмеялись над стереотипами эпохи. Вся эта ваша чопорная викторианская Англия показана намеренно вычурно и почти карикатурно. Не меньше досталось и Америке, которую высмеивают через контраст: голову художника и зрителя в этих сценах постепенно заполняет чавкающая, гудящая клаксонами, громко смеющаяся какофония.

После английских диалогов, где каждый собеседник боится лишний раз вдохнуть, в орущем Нью-Йорке каждый бы сошел с ума. Главного героя визит в бывшую колонию и вовсе окончательно лишил рассудка.

Линия сумасшествия Уэйна задает тон всему происходящему. Фильм делится на 3 условных акта, настроение каждого из которых очень отличается от предыдущего. Первая часть — слишком легкая и воздушная: каждая сцена залита ярким желтым светом, от несуразного поведения художника тянет улыбаться, а эпизоды с его сестрами и вовсе — чистый ситком.

После того, как главный герой находит свою любовь и фильм резко меняет настрой. На экране наступает ремиссия в исключительно теплых постельных тонах. Всю середину ленты нам показывают драму с двумя актерами, кроме которых в этом мире нет никого. Кино знает, что будет дальше и уже в этой части аккуратно готовит зрителя к эмоциональным потрясениям.

Третий акт, как и положено, вобрал в себя все самое интересное. После смерти жены шизофрения Уэйна резко срывается с цепи и больше ничего милого или забавного вы не увидите. Режиссер детально показывает приступ за приступом со всеми физиологическими подробностями. Например, для начала Уэйна изобразят в образе аристократа в шикарных апартаментах и стильном фраке, а через несколько минут, в один момент перед зрителем предстанет взрослый обмочившийся мужчина, бьющийся в слезных конвульсиях, посреди отлично-поставленного симметричного кадра.

И вот именно из-за таких сцен «Кошачьи миры Луиса Уэйна» выбивается из списка стандартных байопиков. В массовом кино не каждый день увидишь шизофрению, снятую довольно натурально и в то же время красиво. Интересно, что сценарист описывает это расстройство, скорее, как дар, ведь Уэйну гораздо уютнее внутри своего измененного сознания, чем в мире, где все так боятся жить не по правилам. Ему просто не место в обществе, которое искореняет любое отклонение от нормы. Будь Уэйн «нормальным», он никогда бы не был счастлив, поэтому его расстройство можно считать спасением.

К сожалению, эта идея — единственное, чем фильм явно выделяется на фоне историй про сумасшедших гениев. Структурно — это почти дословная экранизация статьи из Википедии и каких-либо нерассказанных историй или неизвестных фактов из биографии художника тут нет. Благо, повторимся, жизнеописание — далеко не главная часть ленты.

Еще один минус — едва заметная западная повесточка по части «сильных женщин». В «Кошачьих мирах Луиса Уэйна» есть буквально пара сцен, продвигающих современные взгляды на место женщины в обществе и их физиологию, в которых нет ничего плохого, но происходят они настолько вне контекста и в лоб, что не могут не выглядеть притянутыми за уши.

Зато в противовес им есть несколько забавных пасхалок из серии «тысяча и один способ умереть в XIX веке». Герои буднично сообщают друг другу, как их общий знакомый скончался от гриппа, а если в кадре появляется врач, то он либо мясник, либо гомеопат, что в те времена было нормой, но сегодня не может не веселить.

К примеру, одна из сестер художника раньше него словила обострение шизофрении, получила официальный статус «буйнопомешанная», была посажена в клетку и увезена на вечное «лечение» с помощью электрического стула. Остальное семейство лишь буднично помахало вслед отъезжающей карете-КПЗ и осталось уверенным, что поступило правильно. Медицина — есть медицина, наука, всё-таки.

Порадовало, что создатели уважительно относятся к товарищам по несчастью Луиса Уэйна. Последние 5 минут — настоящий подарок для всех шизофреников, эпилептиков и простых психонавтов. Ну и, конечно, отдельное спасибо за камео Ника Кейва в роли Герберта Уэллса.

И, кстати, если вы собрались в кино, чтобы поумиляться с милых хвостатых пушистиков, то хорошенько подумайте. Так любимых нами кисуликов на экране будет не очень-то и много, а вот человеческого безумия — сколько влезет.

Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».