Режиссеры: Чэнь Кайгэ, Данте Лам, Цуй Харк

В главных ролях: Джеки Ву, Джексон И, Кевин Ли, Чжэн Кай, Чжан Ханьюй, Ху Цзюнь, Чжу Явэнь, Хуан Сюань, Темур Мамисашвили, Ли Чэнь

Премьера 20 сентября 2021

В день 7-го ноября мы решили напомнить, что коммунистическое прошлое было не только у России. Октябрьская революция всколыхнула полмира и идеи Маркса и Энгельса, по велению истории, сильнее всего закрепились не в пролетарской Германии, а в азиатской части нашей планеты, трансформировавшись из рабочей революции в рабоче-крестьянскую, а после и просто в крестьянскую.

А именно перенесемся в Китайский кинопрокат 2021 года. Наверное, для каждого жителя планеты самым кассовым фильмом этого года считался «Форсаж 9», собравший 721 миллион долларов в период пандемии, но китайцы так не думают. Во всем мировом прокате самой кассовой была признана лента с незатейливым названием «Битва при Чосинском водохранилище».

Для жителей и творцов из России этот фильм — прямо образцовый пример патриотического госкино. Как будто бы «Битва» специально создана, чтобы показать, как уверенная в себе нация относится к коммунистическому прошлому, к диктатору/людоеду/вождю нации/отцу народов, в общем, личности противоречивой — Мао и крупной, но неоднозначной победе.

Да, китайская лента насквозь идеологизирована, сглаживает исторические углы, но авторы не пытаются показать победу вопреки в русском стиле и вообще избегают многих штампов наших военных фильмов. Оттого картина смотрится очень легко, герои кажутся живыми людьми, поскольку никто не лезет в душу солдата, не показывает истерик и любовной линии на полфильма.

По большому счету, фильм полностью соответствует своему названию. Примерно, половина хронометража — та самая битва при Чосинском водохранилище.

Зритель с Запада мог видеть обрывок этого сражения в южнокорейском фильме 38 параллель. Там китайцы были показаны несколько секунд в виде нескончаемой человеческой волны и закадровым голосом объяснено, что именно этот зерг-раш изменил ход войны в пользу Северной Кореи.

Для китайцев это не просто знаменательная дата в военной истории, а, по сути, первая крупная победа нового коммунистического государства над империалистическими интервентами с Запада. Что-то такое, чего не случалось лет сто, минимум. Именно с этого момента с Китаем стали считаться сначала по вопросам Кореи, а впоследствии Мао получил право голоса во всех азиатских конфликтах вплоть до Вьетнама.

Кстати о Мао, он тут есть, причем в значительных количествах. Портреты великого кормчего свисают со многих стен, более того, среди главных героев присутствует сын вождя — Мао Аньин, который в дальнейшем никак не будет отличатся от других солдат и точно так же погибнет вместе со всеми.

Еще одна отличительная черта «Битвы при Чосинском водохранилище» — отсутствие отрицательных персонажей среди «своих». Тут нет предателей, нет интриганов, да, перед битвой многие трусят, но ровно до того момента, пока политрук не напомнит, — «Солдат, сегодня на тебя смотрит сам председатель Мао». С одной стороны, для нас такие воззвания смотрятся забавно, а с другой, почему бы и нет: если в остальном с идеологией все в порядке, то пусть будут и подобные топорные моменты.

Китайцы вообще не стесняются напоминать, кто, за что и под каким флагом воевал: коммунисты, за Маркса, Ленина и Мао, под красным. Насмотревшись современных российских фильмов, даже немного удивляешься такой «смелостью» авторов, пока не вспоминаешь, что снимали данное кино не у нас.

При желании, можно разглядеть посыл на тему «завалили трупами» (китайских «добровольцев» действительно погибло в 2-3 раза больше, потеряли американцы с учетом обмороженных), но эта мысль почти мгновенно перекрывается заявлением «ради великой победы».

Врагов (американцев, британцев, южных корейцев) никто не старается показать с человеческим лицом. Их вообще никак не раскрывают. Враг он и есть враг — человек в чужой форме где-то на расстоянии прицельной стрельбы.

При этом, не стоит думать, что китайское госкино не ошибается. «Битва при Чосинском водохранилище» — это, скорее, удачный пример вроде белорусской «Брестской крепости». У них тоже есть картины, которые невозможно смотреть из-за невнятной пропаганды и припадочного монтажа. Яркий пример «1911» или «Падение последней империи» 2011 года с Джеки Чаном в главной роли.

Вероятно, сегодняшний Китай тоже не знает, как относиться к своей первой буржуазной революции, но их пропаганда учится на своих ошибках и, похоже, расстреливает неумелых монтажеров, поскольку характерная черта их госфильмов — бесконечные флэшбэки, смена сцен без предупреждения — постепенно уходит в прошлое.

В итоге, спустя 15 лет проб и ошибок, китайский народ получил отличную агитку, за которую проголосовал юанем. Да, не с самой лучшей графикой, да, не с самыми лучшими актерами, да, с финансированием из госбюджета, но, главное, зритель доволен. При просмотре получаешь ничуть не меньшее удовольствие, чем от «38 параллели», «Ярости» или «Спасти рядового Райана».

Как пишет китайская газета «Жэньминь Жибао», — «Фильм демонстрирует пламенный патриотизм народной армии, показывает ее несравнимую преданность партии и народу… Китайские солдаты, несмотря на жуткий холод и превосходство врага в вооружениях, сумели отстоять свои позиции».

И спорить с этим совершенно не хочется.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».