В первую очередь отметим, что всем, кому не нравится то, что сейчас происходит, подойдёт ответ «Надо было думать раньше». От привитых граждан крика меньше всего, а остальные поделились на три группы: уверенные диссиденты, спохватившиеся и дзен-буддисты.
Первая группа налетает под каждую новость про коронавирус и ограничения, начинает обвинять всех попало в фашизме, ущемлении их свобод и, не дай Бог, об истреблении какой-то там нации. Такие люди любое нововведение воспринимают в штыки, но при этом продолжают вести активную социальную жизнь, рискуя подцепить вирус.
Вторая группа немедленно ломанулась занимать очереди на прививки, благо по словам губернатора Архангельской области, вакцины в регионе достаточно.
Исходя из названия, третью группу не слышно в хоре недовольных, но и в очередях на прививку их нет. Такие люди надеются перетерпеть жёсткие ограничения и всю пандемию в целом.
Цель введения qr-кодов понятна — заставить какой-то процент населения вакцинироваться. Исходя из этого, можно понадеяться, что эта мера краткосрочна, поскольку не совсем понятно, как подобные ограничения могут существенно снизить реальное количество заболевших в длительной перспективе.
Пока что мы можем ориентироваться только на Москву и крупные города, которые уже пробовали ввести электронные пропуска. В столице такая мера не продержалась и месяца. Как только процент привитых сотрудников организаций перевалил за 60, Сергей Собянин поспешил сообщить, что владельцы общественных мест вправе самостоятельно выбирать, кого впускать, а кого нет.
И всё бы ничего, но, как показывает практика, вакцина — это не панацея от пандемии. Вряд ли можно оправдывать введение электронных пропусков словами о безопасности, поскольку подавляющее большинство людей это не спасает ни от чего.
Давки в автобусах никуда не делись, очереди в продовольственных магазинах — тоже. Довольно странно выглядят послабления для торговых центров: для того, чтобы посидеть в метре от собеседника за чашкой кофе, нужен qr-код, а для того, чтобы зайти в магазин одежды, перетрогать весь товар и надышать в примерочной — нет.
В который ограничения полностью игнорируют церковные службы. В храмы может попасть любой без каких-либо препятствий, и это не добавляет аргументов в пользу целесообразности электронных пропусков. Едва ли в среду вечером в какой-нибудь кафешке народу будет больше, чем утром воскресенья в церкви.
И если вышеописанные проблемы довольно трудно оперативно решить, то куда пропала всеобщая дезинфекция — неясно. В первые месяцы пандемии регулярно появлялись сообщения о рейде дезинфекторов по детским площадкам или подъездам. Лестничные клетки архангельских домов уже давно не пахнут хлоркой, а из госконтрактов бюджетных учреждений пропали закупки литров антисептиков. Как будто перестали бояться на всех уровнях.
Мы не говорим о том, что власть должна организовать обработку хлоркой каждого листика на тротуаре, но проконтролировать дезинфекцию подъездов, автобусов, торговых центров — обязана.
Может быть, qr-коды — действенная мера по принуждению населения к вакцинации, но к безопасности имеет не такое большое отношение, как хотелось бы. Складывается ощущение, что власть выбрала один из самых дешёвых и распиаренных способов показать заботу о народе.
В конце стоит добавить, что в очередной раз строгость закона нивелируется необязательностью его исполнения. Хитрые поморы за два дня выучили, где qr-коды смотрят тщательно, а где просто проверяют их наличие — даже без сканирования.
Для пенсионеров и жителей деревень эти бесовские картинки вообще оказались за гранью понимания. У многих поморов преклонного возраста нет ни компьютеров, ни современных телефонов, ни аккаунта на Госуслугах. Им получить qr-код просто нереально.
Да, и. о. министра здравоохранения Герштанский говорил, что тем, у кого нет компьютера, стоит обратиться в МФЦ, но, как нам сообщают читатели, на дверях многих учреждений уже появляются объявления «сертификаты о вакцинации не распечатываем».
Напомним, с 11 октября в Архангельской области введены qr-коды для посещения общественных мест.
По электронному пропуску можно попасть в следующие места:
- организации общественного питания
- организации культуры: театры, филармонии, музеи, дома культуры
- кинотеатры и кинозалы
- фитнес-центры и иные спортивные залы
- плавательные бассейны
- гостиницы и иные организации, оказывающие гостиничные услуги, средства размещения
- салоны красоты
- парикмахерские
- косметические салоны
- спа-салоны
- массажные салоны
- солярии
- сауны