Режиссер: Лина Росслер

В ролях: Майкл Кейн, Обри Плаза, Кэри Элвес, Скотт Спидман, Эллен Вонг

Премьера: 30 сентября 2021 года

После просмотра «Бестселлера» невольно ловишь себя на мысли о том, что истории про писателей постепенно вымирают. Связано ли это с общемировым кризисом художественной литературы или незаинтересованностью аудитории — другой вопрос. Тем не менее, в последние годы можно увидеть либо посредственные байопики, либо фильмы, снятые по сценариям хороших публицистов (что неплохо, но все равно немного не то).

Не то, чтобы фильм Лины Росслер был жемчужиной, но раскрываемая тема автору статьи нравится и изначально добавляет баллов к субъективной оценке.

Большая часть аудитории, само собой, пошла на «Бестселлер» не из-за невероятного сюжета, а из-за невероятного Майкла Кейна, который перетягивает всё внимание зрителя на себя, играй он дворецкого Бэтмена или карибского диктатора в неудачной комедии.

Сегодня можно справедливо утверждать, что Кейн находится на актерской пенсии. Последние фильмы с его участием звезд с неба не хватают, но и в откровенный трэш не скатываются. «Бестселлер» расположился на границе хороших и средних фильмов с участием этого актера. По сути, кроме самого Кейна в нем не на что смотреть.

Подобные диалоговые картины о конфликте поколений мы видели уже не раз. При этом режиссер_ке удалось избежать явных клише, а сюжетные штампы замечаешь, если очень этого хочешь. «Бестселлер» — очень легкое диалоговое кино, которое приятно смотреть.

Слава Богу, создатели отказались от модных идей переосмысления литературы, как жанра, избавили зрителя от засилья неуместных социальных комментариев и удержались от повесточки, даже несмотря на то, что главная героиня — женщина.

Если убрать Майкла Кейна, то на экране все равно будет приятная картинка под приятную музыку с приятными диалогами. Но с Кейном в роад-муви добавляется элемент комедии. Его герой — ворчливый, пьющий и ненавидящий все вокруг дед с синдромом Турета. Судя по движениям губ актера надо с сожалением констатировать, что отечественный дубляж в очередной раз сожрал много сочных ругательств. Если есть возможность, смотрите с субтитрами.

«Бестселлер» слегка посмеивается над молодежью, для которой любая выходка писателя становится трендом. Что угодно, по их мнению, выходящее за рамки приличия должно быть твитнуто, разослано друзьям и отлайкано. Издательству это только на руку, а герой Кейна каждый раз раздраженно негодует — отличная почва для новой порции забавных диалогов.

К сожалению главная героиня в исполнении Обри Плазы — лишь тень на фоне Кейна. Складывается ощущение, что ее подбирали именно, как актрису второго плана, чтобы не сильно раздражала, но и не затмевала главную звезду. Впрочем, выбор оказался удачным и у Плазы получилось сыграть волевую начальницу книжного издательства.

Если взаимодействие этой пары — главный плюс, то главный минус — стопроцентная предсказуемость всего происходящего. С первых минут зритель знает, что издательству удастся уговорить писателя поехать в тур, от которого тот открещивается, как может. Знает, что поездка будет успешной и спасет умирающую компанию от разорения, а забытому автору вернет известность.

Зритель с самого начала ждет сюжетного хода, который бы заставил оттаять черствого старика и, когда это-таки происходит, то почти не трогает.

К слову, рабочее название фильма звучало, как «Смерть автора» и данный вариант куда сильнее раскрывает суть показанного. С таким заголовком можно было бы разбудить синдром поиска глубинного смысла и сказать, что в коллективном бессознательном конкретные личности ничего не значат, а автор сам по себе ничего не значит.

С прокатным названием такого желания не возникает. Все прямолинейно: героиня хочет продать бестселлер и превращает живого человека в рекламу самого себя. Впрочем, «Бестселлер» хорошо отражает суть фильма. Он красиво упакован, на обложке известные имена, но как к любому ажиотажу, внимание к ленте скоро утихнет и хитом на века ей не стать.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».