Осенние аллеи, рыбий жир маслянистых фонарей, дождливая романтика. Пейзаж красноречив и понятен: вечерняя провинция будто бы и создана только для того, чтобы по ней гуляли маленькие ангелы, похожие на людей. И они находят в пейзаже себе место, доводя композицию своим присутствием до полной гармонии, а угрюмых прохожих – до умилённого восторга.

Такова и наша сегодняшняя героиня – маленькая очаровательная институтка, фея с филфака. Виктории по нраву прогуливаться после занятий по акварельному городку, а нам по нраву беседовать с ней, пытаясь навязать свою компанию девушке как можно дольше. Жаль, что совсем допоздна погулять не выйдет: с утра нашу музу ожидают новые лекции, новые труды.

Звонкие каблучки, чулки бронзового цвета, красный маникюр, красная помада, красный берет, длинное чёрное пальто, эстетские кружевные перчатки, — таков портрет мечтательной героини, студентки первого курса филфака САФУ. Как признаётся сама девушка, в своём деле она прошла целый путь от детского энтузиазма до личной философии.

От школьного увлечения орфографией и грамматикой родного языка до умения видеть в хаотичной реальности гармонию и чувствовать взаимосвязь всего живого. В первую очередь, формирования общественной жизни культурой, искусством, красотой. Исправляя ошибки в своей тетрадке, маленькая Вика вряд ли представляла, что это приведёт её в будущем к желанию вносить гармонию на всех уровнях в мир вокруг.

Такой взгляд на жизнь глубоко метафизичен, и в нём обнажается настоящее призвание каждого человека: исправлять ошибки, сеять красивое и вечное, радоваться. Разве это не наша видовая цель?

Речь, язык – это формообразующее человеческой натуры, считает Виктория. С речи начинается человек и мир. «Вначале было Слово», — говорил Иоанн в Евангелии, и Виктория с ним вполне согласна. Умение пользоваться словом – показатель жизнеспособности человека, способности к подлинной жизни.

Без этого умения весь мир для человека как бы перестаёт существовать, становится неуловим для глаз и ушей. Получается «мёртвая душа». Виктории грустно, что большинство будто бы разучилось говорить так, чтобы это было не утилитарно, чтобы разговор шёл не ради обмена примитивной информацией, а был единством душ говорящих и космоса. Чтобы слова людей были явлением смысла, откровения, а не тратой бессмысленного воздуха.

Недаром и любимый молодой человек девушки – поэт по призванию. Вместе они являют красивый тандем, в котором всегда есть место общему языку. Юноша планирует писать и становиться классиком, а его муза – вдохновлять и профессионально исследовать его сочинения.

Главным качеством человека Виктория считает интеллигентность. Об этом должны говорить манеры, внешний вид, культура речи. На мировоззрение девушки в этом плане повлиял советский учёный-славист Дмитрий Лихачёв. В своём труде «Письма о добром и прекрасном» он выразил идеал гармоничного, положительно развитого человека, к которому и стремится студентка.

Важным «наставником» студентки можно назвать и Чехова. Тонкий, глубокий и грустный писатель открыл ей сложную драматургию человеческих отношений, показал «пошлость пошлого человека», от которой Викторию инстинктивно отворачивает.

Самовоспитание, учение – вот цель жизни нашей героини. А ещё лучше сказать, что цель её жизни – «утончение» (от слова «утончённость»). Постоянно усложняя и высветляя личный мир через литературу, историю человеческой мысли, красоту языка, Виктория приходит к лучшей версии себя. И привносит в мир вокруг красоту и тихую гармонию – через саму себя, просто неся ответственность за свою душу.

Наша героиня – настоящий пример подлинной женственности: мудрой, нежной, красивой. «Правильной». При этом – никакого занудства! Типичный образ библиотекарши – это не про неё. Про неё – это образ чеховской или тургеневской девушки, или пушкинской Татьяны, умеющей и над книгой расплакаться, и порадоваться от души явлениям жизни.

Кстати, любимый писатель Виктории – как раз Тургенев, ей очень симпатичен Набоков, но с его героинями, говоря о героине нашей, никаких параллелей провести, благо, не получится.

Жизненный стиль Виктории – лаконизм и эстетика естественности. Каждое её движение, каждый вдох – удивительно выверены, но легки и естественны. Всё на своём месте, без переборов. Это в первую очередь касается её речи: девушка удивительно тонко и поэтично умеет выражать себя.

Чувствуется, что в её натуре нет никакого притворства, никакой позы. Так влияют на характер и даже внешность усвоенные знания, умение созерцать. Девушка уверена, что культура преображает человека, а человек обязан отзеркалить полученный свет в мир вокруг, — тогда нам, интеллигентным людям, дышать станет (хоть на чуточку) легче.

В жизни много пошлости, волокиты, глупости, но красивого и умного всегда больше. Об этом нам и захотелось напомнить, вторя классикам, приведя идеальный пример – настоящую русскую музу из местного филфака. Первую в рейтинге своего факультета, кстати.

Алексей Черников