Площадь перед центральным рынком. Ясный полдень. Архангельский COVID-19 в самом разгаре, солнце — в зените, а граждане — в ярмарочных очередях. Подходим поинтересоваться, что вызвало такой ажиотаж. Видим: медок. Ошеломляемся: 1200 за баночку! Есть медок и подешевле, за 800 рублей, например. Но он уже «не такой полезный», уверяют продавцы.

Кажется, он и впрямь сделан из жидкого золота, переливающегося в лучах солнца. Пробуем: не золото. Обычный мёд, разницы во вкусах между его сортами нет почти никакой. Зато ценники — один крупнее другого.

Интересуемся: почему так дорого? А в ответ от продавца слышим, что ни разу не дорого, и что в магазинах такого не найти днём с огнём, и что вообще этот мёд сделает из человека настоящего Супермена: дескать, и для кишечника полезно, и для мозгов, и от простуды ещё спасает.

Жалко, что не от ковида и не от жадности. Идём в «Петровский» на приценку. Такая же литровая баночка мёда стоит в нём… 189 рублей. Есть баночки поменьше, но все в пределах 100-200 рублей. Ни о каких тысячах речи и не идёт.

Такая же ситуация с медком и на остальных площадках «Маргаритинки». Люди без масок активно дегустируют выложенные «пробники» разных сортов мёда, не по одному разу черпая облизанной палочкой из одного и того же контейнера. Дегустируют, наедаются и уходят в «Петровский» за дешёвым продуктом, оставляя на прилавках маргаритинских купчиков их неликвидное жидкое золото.

На площадке «Норд Экспо» антиковидные меры посурьёзнее: граждане в основном передвигаются между прилавками в масках, никаких дегустаций из общих склянок, всё чин по чину.

Даже какой-то народный коллектив пляшет на входе. Детям нравится, покупатели счастливы. Лавируем в общем потоке и натыкаемся на колбасные витрины.

Прайс на колбаску и сосисочки — от 600 рублей. Заманчивое предложение, но на наш гастрономический взгляд маргаритинский товар уступает изделиям из того же «Петровского» или «Макси». Как минимум, визуально он не так привлекателен.

А что по стоимости? Тут уже не такая наглость, как с мёдом: цена в среднем завышена лишь на 150-200 рублей по сравнению с ценниками из «Макси». Но если учесть затраченное время на поездку почти на самый край города и деньги, потраченные на автобус, выходит, что в продуктовом опять-таки выгоднее и проще покупать подобные изыски.

Далее — рыбка. Тут самые разнообразные цены, зависящие от её калибра и прагматичности продавца. Для сравнения просто предоставим фото магазинной продукции и ярмарочной.

Купцы в бесплатно предоставленных павильонах возле театра драмы решили навариться даже на печенюшках и зефире, которые в магазине стоят копейки.

Пожалуйста: сухари с изюмом по 450 рублей за кило, сушки — по 600.

Зефир и соломка — 460.

И самое убийственное — леденцы на палочке по сотне-две за штуку.

Для сравнения: чупа-чупс в любом ларьке стоит рублей 10. Можно взять 20 леденцов на палочке вместо одного ярмарочного, разницы не будет абсолютно никакой. Кроме разницы в самоощущении: в первом случае человек не почувствует себя лохом.

В отношении сухпайка порадовал «Норд Экспо». Там можно было купить килограмм мармелада, зефира ли печенья в пределах 350 рублей.

Резюмируя, можно сказать, что Маргаритинская ярмарка — просто одна из частей культурной жизни города. Осенняя традиция. Горожане становятся ближе друг к другу, им есть куда выйти, чем занять себя.

Есть какое-никакое зрелище. Создаётся иллюзия жизни в провинции. Разноцветные леденцы, бойкая и задорная масса народа, уличные развлечения, — всё это может быть мило сердцу. Но с чисто утилитарной задачей ярмарка не справляется. «Маргаритинка» не способна предоставить дешёвый товар горожанам.

Это можно оправдывать «качеством» продукции и усердной работой производителя и поставщика, но в чём тогда будет смысл ярмарки? Ярмарка — это место, где можно купить подешевле и повкуснее. А тут толкучка и базар.

Кроме этого, стоит сказать, что выглядит с точки зрения прикладной эстетики и урбанизма всё это происходящее как цыганский табор. Азиатчина, а не поморские торговые ряды. Неудобное расположение площадок, небрежно разложенный товар, ценники, написанные от руки. Какая-то привокзальная площадь из нулевых. А ещё эти некрасивые дешёвые палатки занимают кучу городского пространства. Особенно неуместно это было в Петровском парке. К тому же бешеная толчея народа — залог распространения инфекций. Недаром за последние дни резко повысилось количество заболевших коронавирусом горожан.

На наш взгляд, ярмарке необходимы изменения во всех отношениях.