Режиссер: Глеб Панфилов.

В ролях: Филипп Янковский, Инна Чурикова, Владимир Еремин, Артур Бесчастный, Александр Коротков.

Премьера: 23 сентября 2021 года.

Фигура Солженицына до сих пор остается весьма и весьма противоречивой. В 90-е годы писатель стал чуть ли не мучеником, единственным, кто восстал против кровавого режима и получил статус культового писателя. Позже страсти по Солженицыну утихли, его уличили в излишнем сгущении красок, раскрыли несколько пикантных подробностей из его биографии, но в школьной программе пару произведений в кратком содержании оставили.

Еще позже подняли голову глубинные коммунисты, и вовсе записавшие Александра Исаевича во враги народа и предателя всех советских людей. Правда, надо думать, осталась где-то посередине.

Да, Солженицын — автор знаменитых мемов «миллиард расстрелянных лично Сталиным» и «рацион заключенного ГУЛАГа из ведра кипятка в сутки», но, при этом, именно он зародил парадигму, в которой советское государство можно и нужно критиковать за сам факт наличия лагерей и сотен тысяч граждан своей же страны в них.

Глядя на результаты КПРФ на прошедших выборах, можно сказать, что любой режиссер, взявшийся сегодня экранизировать Солженицына, ходит по очень тонкому льду и одним только упоминанием писателя настраивает против себя существенную часть аудитории. На, так называемых, либералов тоже рассчитывать уже не стоит. Ярые антисоветчики, вроде Новодворской, почти вымерли и, возможно, это к лучшему.

Режиссер Глеб Панфилов не просто не стесняется источника своего вдохновения, но и выносит его в заглавие своей ленты. Называя фильм «Иван Денисович», уже нельзя открещиваться от сравнений с оригиналом. В это тяжело поверить, но Панфилов превзошел Солженицына по части нагнетания драмы персонажа.

Создатели с чистого листа перепридумали биографию главного героя и теперь Иван Денисович Шухов — едва ли не лучший солдат всея Красной армии. Мы узнаем, что Шухов участвовал в параде на Красной площади в 1941 году, отправился на фронт командиром противотанковой батареи, подбивает три немецких танка, не отступает до последнего и против воли попадает в немецкий плен.

Более того, дома Шухова ждет больная жена и беременная дочь. Пока Иван Денисович с божьей помощью (буквальный штамп «бог из машины») бежит из плена к своим, супруга умирает ровно на 1 мая, а дочь от безысходности выходит за великовозрастного мужчину — отца троих детей.

Далее героя ждет СМЕРШ, допрос, «суд без суда» и лагеря.

На всякий случай, напомним, большей части из описанного выше в произведении Солженицына не было и в помине. Читатель знал, что Иван Денисович воевал и, скорее всего, сидит ни за что, но Панфилов решил сделать из него карикатурного мученика, причем, не совсем понятно, зачем.

Далее по тексту нам показывают сильного персонажа, который не перестает быть Человеком с большой буквы, несмотря ни на что. То, чем Иван Денисович брал в рассказе, тем же он подкупает и в фильме. Блаженная улыбка, которую не могут сбить ни крики надзирателей, ни рутинный труд. Вообще, тема труда в контексте персонажа раскрыта отдельно: Шухов видит смысл быть полезным Родине в любых условиях. Такого видения советского патриота нам не показывали очень и очень давно.

Сам лагерь, по мнению автора рецензии, показан слишком глянцево. Действие происходит зимой, но ни у кого нет красных от обморожения щек, заключенные выглядят холеными, даже обриты наголо далеко не все. Охранники — не гестаповцы, а в какой-то момент становятся и вовсе чем-то вроде отцов-командиров. Предателей тоже не завезли и слава Богу. Главное зло фильма — экзистенциальная пустота. Цель героя, как и в оригинале, — пройти все жизненные испытания и остаться человеком.

Нельзя обойти стороной религиозный подтекст в киноверсии Ивана Денисовича. Для режиссера Панфилова это уже вторая попытка экранизировать Солженицына. В начале был телесериал «В круге первом» и там красной нитью проходила параллель между заключенными лагерей и христианскими мучениками.

Знал ли режиссер о том, что в лагерях сидели не только невиновные — неизвестно, но, что в сериале, что в «Иване Денисовиче» заключенные — сплошь без вины виноватые. Герой фильма, как главный мученик, пользуется особой любовью сценарного Бога. В ленте слишком многое объясняется обыкновенным чудом.

Надо пройти по минному полю? Невесть откуда появляется девочка, знающая проход. Герой замерзает и надежды нет? Божья длань дает ему телогрейку и лопатку. Это примеры самых топорных метафор, но остальные аллюзии на христианство ненамного сложнее.

Как бы там ни было, от просмотра «Ивана Денисовича» не хочется плеваться в экран. Если закрыть глаза на вышеперечисленные минусы, то зрителю остается замечательный персонаж, отлично сыгранный Филиппом Янковским. Герою Шухова легко сопереживать, а его мотивация вызывает исключительно восхищение.

Многих может оттолкнуть либеральная клюква, но вы видели название, читали первоисточник, а значит, должны понимать, что едва ли можно обойтись без антисоветчины в фильме, поставленном фанатом Солженицына.

Александр Губкин

12+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».