Режиссёр: Дэвид Лоури

В ролях: Дев Патель, Алисия Викандер, Джоэл Эдгертон, Шон Харрис, Сарита Чоудри, Кейт Дики, Барри Кеоган, Эрин Келлиман, Хелена Браун, Ралф Айнесон

В прокате с 26 августа

«Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» — поэма XIV века, авторство которой пока не удалось установить. Это произведение занесено в перечень британской классики, и несмотря на то, что написана гораздо позднее, является частью Артурианы — цикла повестей и поэм о короле Артуре и его рыцарях.

Автор жил в эпоху заката классического средневековья и видел рыцарство своего времени, медленно трансформирующееся в дворянство. Судя по тексту, ему претили откормленные графы и лорды — поэт явно мечтал о тех временах, когда рыцарь был опорой и надеждой слабых.

По сути, весь сюжет — испытания рыцарских и человеческих качеств Гавейна. В те времена нарушение клятвы считалось одним из самых страшных преступлений, и именно испытание верности Гавейн не прошёл.

От других классических поэм вроде «Песни о Роланде» или «Беовульфа» эта отличается нестандартной концовкой. По сути, Гавейн возвращается в Камелот с позором, а не с триумфом, как герои вышеназванных произведений.

Он обманул Зелёного рыцаря, оставив себе пояс неуязвимости, а потом обман раскрылся и сын Артура до конца дней должен был носить зелёный пояс как напоминание о своём поступке. Такие же пояса повязали и все остальные рыцари круглого стола, а потом их дети и дети их детей.

Автор рецензии знакомился с легендой в двойном переводе на русский (кстати, спасибо профессору Толкину за перевод со староанглийского), поэтому нет смысла докапываться до искажённых режиссёром мелких деталей. Однако нельзя не упомянуть, что в фильме от легенды осталось одно название.

За расовое несоответствие притягивать тоже нет смысла. Да, родственника саксонского короля играет индиец, а его мать, колдунью Моргану, дали сыграть Сарите Чоудхури. Смиритесь. В оригинале, к слову, Моргана была тёткой главгероя (тема инцеста не раскрыта).

С феодальными связями в фильме тоже большие проблемы. Гавейн — не сын Артура, а дальний родственник через третье колено, поэтому непонятно, как он в финале получил корону. И, само собой, представитель высшей знати имеет тайные отношения с простолюдинкой, которой бессовестно морочит голову.

Собственно, главный герой — это и есть первая проблема фильма. Для будущего рыцаря он слишком жалок. Хитрый воин из оригинала превратился в современного сына богатого папы: красивый, безответственный, с королевским апломбом. На пиру он первым принимает вызов Зелёного рыцаря, но через год Артур буквально уговаривает его сдержать слово и не позорить род.

В поэме путь до замка описан двумя словами. Что-то вроде «Пробирался он через дракона, а то и через свору волков». Именно эти пара строчек и есть бó‎льшая часть ленты. Режиссёр наслаждается своими психоделичными пейзажами; стоит отметить, что в первые 5 раз наслаждаешься вместе с ним, но под конец начинаешь откровенно скучать.

Поэма о чести и качествах настоящего человека и (важно!) христианина превратилась в фильм о принятии себя и о мужских слабостях. Клятва теперь — лишь двигатель сюжета, а не страх перед ужасным грехом. В общем, «Легенда о Зелёном Рыцаре» наполнена простыми человеческими муками выбора, совершенно несвойственными человеку из средневековья. 

Фильм затянут и прямо требует, чтобы его смотрели в изменённом состоянии сознания. В противном случае финал покажется слишком слабым после стольких минут ожидания.

Экранизация берёт исключительно визуалом. Художники создали мрачный мир с гротескными образами, в которых намешано немного из раннесредневековой Европы, Индии, Византии. Нимбы над зубчатой короной каждый раз захватывают все внимание. Сцены с лисом-проводником — настоящее буйство красок и определённо самая лучшая часть фильма.

Первое, с чем ассоциируется «Легенда о Зелёном Рыцаре», — «Король Артур» Гая Ричи и богомерзкий «Робин Гуд: Начало». Обсуждаемый фильм тоже не про историю и прописанных персонажей, а про визуал и переосмысление классики. Только для экранизации настолько культовой поэмы мало наесться ЛСД и взять камеру.

Отличный пример постмодернизма и классической английской литературы — «Макбет» 2015 года. Там тоже нашлось место и мрачной атмосфере, и гротескным замкам, и магии, да и классику почти не переврали.

Впрочем, скоро за окном будет серость и ничего, кроме серости, а поход на «Легенду о Зелёном Рыцаре» в кинотеатр может стать неплохой встряской для глаз.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».