Режиссер: Энрико Касароса.

В главных ролях: Джейкоб Тремблей, Майя Рудольф, Джек Дилан Грейзер, Джакомо Джианниотти.

В прокате с 17 июня.

Наметилась хорошая тенденция: в середине каждого киносезона врывается Pixar, чтобы дать зрителю отдохнуть от паршивых ремейков и отечественного кино. Причем, не до конца ясно, почему каждый первый фильм от этой студии совершенно не хочется ругать. То ли сила бренда настолько велика, то ли на весь кинематограф осталась одна самобытная студия со свежими идеями.

Действие нового мультфильма разворачивается на итальянском берегу Средиземного моря и отлично подходит для создания летнего настроения. В центре повествования морское существо Лука чем-то напоминающее тритона внешне и русалочку по сути.

Лука боится суши, ведь на земле он перестает быть похожим на своих сородичей и попадает в незнакомый мир людей — очевидная аллюзия на взросление. Мультфильм целиком состоит из очевидных метафор за которые, скорее всего, нужно благодарить Дисней.

Кому-то даже удалось разглядеть отсылки к мигрантам, но мы на этом останавливаться не будем. Лучше расскажем о том, что «Лука» — это очень итальянский мультик, пронизанный духом узких портовых улочек, залитых солнцем. Режиссер долгое время работал над другими «национальными» картинами Pixar («Рататуй», «Тайна Коко») и в этот раз итальянский колорит ему удался.

Все герои фильма говорят с ударением на последний слог (и в русском дубляже тоже), постоянно вставляют несуществующие, но очень экспрессивные междометия вроде «санта-горгонзола», даже местного кота зовут не как-нибудь, а Макиавелли. Причем весь этот колорит органично вписывается в нарисованный мир и не перетягивает одеяло на себя.

Сам режиссер в интервью неоднократно говорил, что провел детство в Италии, ходил католическую школу и создавал «Луку», как ностальгию по своему детству. Возможно, поэтому мультфильм получился таким уютным.

Главная идея мультика не нова: мы не должны смотреть на внешние различия, стараться понять друг друга и искать общее вместо акцента на разном.

Эти посылы не меняются уже несколько лет. Pixar очень хорошо научились рассказывать детям о важности доброты к ближнему, принятии себя и других. Могут меняться сеттинги, персонажи, но главный посыл (как и у Диснея) всегда остается одним и тем же. Самое главное, это не приедается.

На студию работают профессионалы-визуализаторы настолько высокого класса, что одно и то же содержание можно вставлять раз за разом, выезжая на яркой форме.

При этом сценаристы не боятся играть с серьезными темами. Старые рыбаки хотят именно убить Луку и его собратьев, которые видятся им морскими чудищами. От этого внутренний конфликт детского мультика ощущается особенно остро.

Но, все-таки, это не «Душа». «Лука» явно не станет шедевром, но и провалом вроде «Вперед» ему не быть. Фильм не уходит глубоко в серьезные темы, поверхностно проходится по ксенофобии, продвигает прописные истины и, в целом, пролетает почти незаметно, на одном дыхании.

«Лука» берет исключительно колоритом: итальянские бабушки на лавочках, белье, развешанное поперек улицы, сочнейшая паста и яркие юбки итальянок. Все это хочется пересматривать только для того, чтобы порадовать глаз.

Александр Губкин

6+

Редакция благодарит компанию «Шестиoзерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».