Участие в рабочей встрече приняли представители региона, в том числе председатель ФПАО Алексей Костин и председатель Архангельской территориальной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ Александр Тимофеев.
В ходе заседания стороны социального партнерства рассмотрели три законопроекта:
1) Проект федерального закона № 1135408-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»;
2) Проект постановления правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации, о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета министров СССР»;
3) Проект указа президента Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов президента Российской Федерации».
Ключевым для профсоюзной стороны в целом, и представителей Архангельской области в частности, стал второй проект, касающийся актуализации списка районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Возник он на почве «регуляторной гильотины», запущенной в 2020 году.
— На мой взгляд, подобная инициатива правительства приводит к упорядочиванию перечня территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Изучая этот вопрос, давно пришел к выводу, что в действующих нормативных актах присутствует определенная разрозненность.
Не всегда соответствуют действительности наименования территорий (кто-то переименовался, кто-то объединился). Разнятся уровни принятия законов — это могут быть как федеральные, так и региональные нормативные акты, — прокомментировал проект Александр Тимофеев.
Отсутствие единого федерального закона рождает правовую неопределенность, открывает возможность иного толкования и регулирования преференций, полагающихся жителям определенных областей.
После изучения списка Александр Тимофеев отметил, что в проекте документа статус всех территорий Архангельской области, имевших статус районов Крайнего Севера или приравненных к нему местностей, сохранен.
Наиболее значимые моменты проекта: наименование «Каргопольского района» заменено на «Каргопольский округ», «Вилегодский район» — на «Вилегодский округ», отмечено, что островные территории Белого моря и Северного Ледовитого океана, относящиеся к территории Архангельской области, имеют статус районов Крайнего Севера, при этом они могут принадлежать к районам региона, таким статусом не обладающим.
В списке проекта постановления значатся 24 региона Российской Федерации: 7 регионов, целиком отнесенных к территориям Крайнего Севера, 9 регионов, в составе которых есть и территории Крайнего Севера, и приравненные к нему местности, 8 — содержащих исключительно территории, приравненные к Крайнему Северу.
Сам документ не содержит сведений о преференциях, которые получают территории или их жители в связи с признанием статуса. В нем лишь значится полный перечень субъектов, содержащих в своем составе местности определенного статуса.
Льготы, действующие на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, остаются неизменными. Главная задача разработчиков проекта — недопущение ухудшения положения граждан, проживающих на Севере, это дополнительно подчеркнул директор департамента региональной политики Минэкономразвития России Алексей Храпков, выступивший докладчиком по данному вопросу.