Счастливы те, кому повезло насладиться пением Сезарии Эворы. Вместе с её голосом, с её песнями в сердца людей вселяется особая чувственная и неподвластная логически выстроенному рассудку любовь. Необъяснимая, непостижимая, сокровенная.
Не очень понятен даже объект любви…
Просто любовь. Сентиментальная любовь к созданному Всевышним чуду жизни, чуду красоты, чуду сопереживания.
На планете Земля очень мало исполнителей, которые поют без пафосного надрыва, но столь чувственно, что будоражат в очерствевших человеческих душах самое чистое, самое сокровенно-тёплое, самое нежное.
Это поразительно и непостижимо — Сезария Эвора пела на креольском. Но сидишь, бывает, в пустой комнате, свет выключен, слушаешь…
Думаешь о чём-то. И в какой-то момент оказывается, что всё, о чём она поёт, ты понимаешь. Я много раз ловил себя на этом мгновении, потом полз в Интернет, искал переводы и…
Не думаю, что это чудо, но видения совпадали с текстами. Музыка…
Быть может, красота языка и голоса столь удивительно органичны связаны с музыкой, что понимание мягко, словно лапка котёнка, проникает в сознание?
Я прочитал о Сезарии море публикаций. Несчастные музыкальные критики соревнуются в определении стиля, соревнуются, кто больше перечислит умных слов, обозначающих различные этнические направления в её музыке.
Пустое это занятие — там есть всё. В паре песен даже отчётливо улавливается знакомая каждому русскому человеку «цыганочка».
Пение Сезарии Эворы — это божественный подарок очерствевшим нашим душам. И при этом всё логически объяснимо: её Родина — Острова Зелёного Мыса, что рассыпаны южнее Канар, у Западного побережья Африки на уровне Сенегала. Нынешнее название архипелага — Кабо-Верде.
Португальцы открыли их незаселёнными в эпоху Великих географических открытий.
Потом в соседней Африке европейцы устроили геноцид — работорговлю. Немногие, но самые сильные духом африканцы, дух свободы в которых оказался сильнее страха смерти, решались отдаться океану.
На чём ни попадя из колониального рабства они отправились в Атлантику… И были вознаграждены Всевышним, попав на Острова.
Первым, что они увидели в бушующих волнах, был маленький Зелёный мыс.
Теперь там город Прайя — столица Кабо-Верде, на окраине которой в неприметной хижине живёт седая пожилая женщина.
Её зовут Сезария Эвора. Её часто видят путешествующей босой и по городу, и по чёрному вулканическому песку пляжа.
Она подолгу всматривается в океан, будто ждёт своего любимого рыбака. А он отправился в долгое и очень опасное плавание. Уже давно отправился…
Кажется, что она пытается высмотреть на горизонте парус.
Ждать парус на морском горизонте — то ещё занятие: тоска сменяется надеждой, надежда — грустью. Но грусть та светла и очень чиста…
Как свежий атлантический ветер.
С того пустынного пляжа все стихи, вся музыка, голос, дух. Ей не жаль каждому из семи миллиардов жителей Земли ветра — ветра хватит всем.
Она Грэмми брала, все главные залы планеты собирала, золотых и платиновых дисков «намариновано» немерено. Но сколь бы велика ни была слава, Сезария возвращалась в свой небольшой домик на окраине Прайи, ходила босая, доступная ветру.
Без суеты она встречалась с соплеменниками — жителями очень бедной, но свободолюбивой страны посреди бушующей Атлантики.
Житель архипелага свободен, беден и счастлив… Представили такое?
Жители Островов Зелёного мыса живут так много веков — им бежать некуда и незачем: за богатством гнаться бессмысленно — пред Богом мы предстанем голыми. Счастливые…
…Они поют.
Не для кого-то поют — поют себе, любимым, ветру поют. С тоски поют, с горя и от редкой, но оттого столь безумной радости. Им нет смысла фальшивить — зачем фальшь морю? Ветру зачем фальшь?
Вот и Сезария ни на какое золото мира не променяла атмосферу своих Островов. Она, звезда Земли №1, живёт той жизнью, которой живут все женщины Кабо-Верде.
И что самое странное, но, тем не менее, факт. Она давно бы певческую карьеру закончила. Сидела бы на берегу океана на старой утлой рыбацкой лодчонке, пила бы любимое красное сухое и курила столь обожаемую сигару. Куда спешить, если паруса на горизонте океана всё нет?
В очередной гастрольный тур Сезарию заставляло отправляться странное для нашего менталитета обстоятельство.
В бюджете её родной Республики Кабо-Верде очередной дефицит.
Факт на грани фантастики: налоги с доходов певицы Сезарии Эворы — основной источник пополнения казны страны, ею такой любимой, бедной, но очень душевной Родины.
Сезария была в Архангельске. Слёзы…
Слёзы радости и счастья наворачиваются, не дают дышать… 52 года я живу в Архангельске.
И могу назвать всего три имени, которые выступали в нашем городе — всего ТРИ артиста, которые и есть история человечества. Это органист Гротберг, дирижёр Гергиев и певица Сезария Эвора.
Илья Азовский