Режиссер: Вадим Перельман

В ролях: Науэль Перес Бискаярт, Ларс Айдингер, Йонас Най, Давид Шюттер, Александр Байер, Андреас Хофер

Премьера в России: 8 апреля.

Немного странно, но с тех пор, как победа во Второй мировой войне начала продвигаться в России, как главная идеологема, об этом историческом периоде не выходило ни одного по-настоящему тонкого фильма. Каждый раз мы получаем героизм вопреки, плоских героев без сложных морально-этических выборов и плохих нацистов просто потому, что нацист другим быть не может.

Концентрационные лагеря — это вообще отдельная тема. В то время, как немцы снимают потрясающего «Капитана» о ценности принципов, когда все летит в ад, российский зритель вынужден смотреть на, прости, Господи, «Собибор» или концентрационный курорт из «Т-34». На одном Кончаловском и держимся.

И вот в российский прокат выходит странный гибрид «Уроки фарси», снятый теперь уже американским режиссером украинского происхождения с фамилией Перельман по книге немца Кольхаазе «Персидский для капо», со съемочной командой из Беларуси и продюсерами из России. 7 лет назад ходили слухи, что фильм снимет Бекмамбетов, но к 2017 году он перешел в продюсерское кресло.

Фильм повествует о бельгийце с явными еврейскими корнями, которому не повезло оказаться в концлагере аж в 1942 году. На пересылке он крайне удачно для себя обменивает еду на сборник персидских сказок, на проверке представляется иранцем и выигрывает, как ему кажется, несколько лишних дней жизни.

С евреями в тот год разговор был короткий, а персы еще могли поработать на благо Рейха. Во всяком случае, во вселенной фильма это так. Уже в лагере главный герой знакомится с офицером СС Клаусом Кохом, который по молодости увлекался кулинарией, а теперь отвечает за лагерную кухню.

И тут возникает первый вопрос «Что?!». Видимо СС-овец в прошлом чем-то сильно провинился, раз его «разжаловали» в шеф-повара. В книге кухней заведовал капо (полицай из местных) и это не выбивалось из контекста времени. СС же — элита. Членов этой организации, в худшем случае, ставили отвечать за лагерную безопасность.

Кох хочет после войны (которая, по его мнению, должна закончиться через 1,5-2 года) уехать в Иран и открыть там свой ресторанчик. Для этого ему нужен персидский язык и два героя находят друг друга. Прикинувшийся иранцем Жиль начинает учить Клауса языку, который не знает сам.

Повезло, что главный персонаж обладает невероятной памятью и фантазией, позволяющей ему на ходу выдумывать свой язык и учить ему немца. Тут напрашивается второй такой же вопрос. Судя по всему, всех персов в Европе нацисты уже передушили и Коху не на ком проверить свои знания. Так или иначе, Жиль остается нераскрытым до конца повествования.

Понятно, что этим хотел сказать режиссер. Жиль вместе с несуществующими словами запомнил имена более, чем двух тысяч (из 40 000) заключенных лагеря. Таким образом зритель должен понять, что важно поименно помнить всех жертв и коллективной памяти недостаточно. Мысль здравая, но подается так, что хочется думать о сюжетных дырах больше, чем о запытанных людях.

Лингвистам противопоказано смотреть «Уроки фарси», поскольку режиссер сводит обучение несуществующему языку до тарабарщины, придуманной на ходу. Толкин подтвердит, что язык — нечто большее, чем просто слова.

Впрочем, Коху это не мешает. К середине фильма зигующий полиглот уже пишет стихи на псевдоиранском.

Иными словами, «Уроки фарси» — фильм не об ужасах концлагеря, не о войне, не личная драма. Это прилизанный манифест, говорящий, что каждая жизнь важна. Спасибо за новаторские мысли.

Даже если не знать, что фильм продюсирует Бекмамбетов, можно почувствовать его невидимую руку. Кино настолько боится сделать хоть шаг в сторону спорных тем, что к финалу становится немного тошно.

Да, каждый фильм о жертвах нацизма не обязан быть шедевром, но как-то особенно неприятно, когда на такую тему снимают стандартный проходной фильм по проверенным лекалам. Главный герой с трогательными глазками, суровый, но человечный начальник лагеря, окруженный ублюдками-подчиненными и крайне изобретательные заключенные. Меняем название с «Мальчика в полосатой пижаме» на другое и получаем новый фильм.

Шутки про пенис начлага оставим без комментариев. Даже внезапный член в «Собиборе» был уместнее.

Тем не менее, фильм неплохо прошелся по Европе, стал хитом недели в Китае и уже успел окупиться. Проверенные методы приносят ожидаемые сборы, а выбранная тема приковала внимание критиков, которые хвалят режиссера за смелость и важность поднятых вопросов. В чем эта смелость и какие именно вопросы затронули их сердца, критики не конкретизируют.

Александр Губкин

16+

Редакция благoдарит кoмпанию «Шестеoзерье-лес» за пoддержку рубрики «Культурный смoтритель».