Прелесть этого фильма в том, что он одновременно и похож на стандартные военные фильмы того времени, и на три головы выше их в плане актёрской игры, монтажа и режиссуры. Подавляющее большинство режиссёров устраивают зрителям что-то вроде американских горок: плавный вход, градус напряжения растёт до определенной точки, потом передышка — и по новой.
Элем Климов же сумел добиться неуклонного нарастания кошмара на протяжении всей картины. Зритель как будто находится под прессом. Медленно, но неотвратимо на него давят и давят гнетущей атмосферой. Резких эмоциональных моментов немного. Ужас именно наползает и обволакивает, как нефтяное пятно.
Увидев «Иди и смотри», понимаешь: только что пострадал весь мир. Так оно и есть. Всё показанное имело место быть в реальности. Образы нацистов многим поначалу кажутся чрезмерно вычурными, но это до тех пор, пока не начинаешь читать мемуары обеих сторон. Оказывается, режиссёр не докрутил. В отношении Белорусской ССР слово «вырезали» носит буквальный характер.
Во время съёмок страдали актёры. Почти всё, что вы видите на экранах, выполнено без каскадёров, а некоторые сцены снимались до такого изнеможения, пока молодые артисты не начинали рыдать по-настоящему.
Меньше всех страдает зритель. Через пару часов просмотра, взглянув в глаза седого старика в исполнении 15-летнего Алексея Кравченко, хочется выдохнуть, закурить и подумать о жизни.
Не подумайте, что фильм плох. Это не то страдание, которое испытываешь от просмотра российских комедий. «Иди и смотри» завораживает, как ядерный гриб или наводнение.
В общем, иди и смотри. Чего сидишь-то?
По мнению многих экспертов, «Иди и смотри» — один из самых жестоких и красивых фильмов о войне.
Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино», о картине Элема Климова: «Последний шедевр советского военного кино — „Иди и смотри“. Это последний фильм Элема Климова, крупнейшей и недооценённой фигуры отечественного и мирового киноискусства. Но дело не в хронологии.
В „Иди и смотри“ есть вескость и наполненность окончательного, исчерпывающего, на грани возможного радикализма (и чуть ли не за этой гранью) суждения о кошмаре войны и об ограниченной способности человека этому ужасу внутренне противостоять. Сильнейшая картина, в которой есть нечто большее, чем „просто кино“: и мука, и красота, и классический катарсис — очищение через страдание».
Специальный показ фильма пройдёт 2 мая в Москве в рамках проекта КАРО.Арт в киноцентре «Октябрь». Ленту представит Антон Долин.
В Санкт-Петербурге специальный показ состоится 4 мая в 18:50 в кинотеатре «Аврора».