Режиссер: Илья Найшуллер

В ролях: Боб Оденкёрк, Алексей Серебряков, Конни Нильсен, Кристофер Ллойд, Майкл Айронсайд

В прокате: с 18 марта

«Никто» — это, безо всяких «но», очень крутой фильм в классическом понимании этого слова. Русский режиссер, снял боевик с американским продакшеном, который возглавил списки самых кассовых фильмов, да еще и Боб Оденкерк появился на экране в новом для себя образе.

Для репутации «наших в Голливуде» все эти факторы играют исключительно на руку. И, с одной стороны, подобные вещи принято хвалить, но с другой: вероятнее всего, через год-два «Никто» затеряется среди точно таких же фильмов и будет крайне тяжело вспомнить что-то кроме «этот актер из „Лучше звоните Солу“ снялся в том боевике».

Да, кастинг — это один из главных плюсов работы Найшуллера. К примеру, наш родной Серебряков отлично вписывается в роль антагониста проходного американского кино, Кристофер Ллойд даже в свои годы великолепно смотрится с кучей дробовиков, а камео Александра Паля — отдельная радость для глаз русского зрителя.

Илья Найшуллер представляется в образе взрослого ребенка, которому мама дала кошелек и разрешила покупать все, что захочется в магазине игрушек. Режиссер оторвался по полной, заполучив зарубежных актеров первой величины, сумев грамотно вписать их в свое кино.

«Никто» отлично вписывается в свою нишу и на некоторое время закрывает потребность зрителя в техничных драках и перестрелках, только на какое время?

Подобные фильмы выходят со времен «Заложницы» и только это кино и стало культовым настолько, что с тех пор Лиам Ниссон играет одного и того же крутого одиночку, у которого бандиты отобрали спокойную жизнь. Ничего не напоминает?

«Джон Уик», продюсеры которого сняли «Никто», в свое время тоже стал хитом, но к третьей части, мягко говоря, подвыдохся. Зато Киану Ривз продолжает играть Джона Уика в каждой своей роли после.

Несмотря на заявление Найшуллера о том, что «Никто» гораздо глубже «Джона Уика», что над ним работали гораздо тщательней, автор статьи не видит принципиальной разницы между «Заложницей», «Великим уравнителем», «Джоном Уиком» и «Никто». Может быть, со временем, улучшилась постановка «хореографии с пистолетом» и картинка.

«Никто» отличается, разве что, мотивацией героя. Во всех вышеперечисленных фильмах главный герой отошел от дел и мечтал только о тихой семейной жизни, но потом они убили его собаку… В кино от Найшуллера же наоборот: бывшая машина для убийств гниет в рутинном браке и мечтает вернуться к профессии, нужен лишь повод.

Сильнее всего расстроил третий акт, где по сюжету ставки должны быть максимально высоки, ведь зрителя подводят к финальной разборке. Где-то после середины фильма абсолютно все герои начинают совершать нелогичные поступки только ради того, чтобы сценарно пересечься с главным героем.

Зато, нельзя не отметить очевидный плюс: русская мафия наконец-то показана без американской клюквы. Вернее, стереотипы присутствуют (белый костюм Серебрякова), но в разумных пределах. В кое-то веке русские играют русских и говорят без акцента на родном языке.

Это даже немного выбивает из колеи. Отечественную труппу несколько непривычно видеть при настолько качественной операторской работе.

Чего нельзя сказать о работе сценаристов. Да, несправедливо придираться к сюжету в фильме про драки, но, к примеру, в одной из сцен Серебряков читает досье главного героя и узнает, кто ему угрожает на самом деле, сколько боевых операций за его плечами. Иными словами понимает, что ситуация более, чем серьезная. И следующий его приказ — не убивать, взять живым. Мягко говоря, нелогично.

И так будет на протяжении доброй половины фильма. За грамотным планом и понятными решениями обязательно будет идти поступок, граничащий с идиотизмом.

Однако, все вышеописанное можно спокойно пропустить, смотря фильм в кинотеатре. Найшуллер так поставил этот фильм, что можно спокойно расслабить мозг и получать удовольствие от начала до конца: операторская работа, игра актеров и нескучные диалоги очень этому способствуют.

Александр Губкин

18+

Редакция благoдарит кoмпанию «Шестеoзерье-лес» за пoддержку рубрики «Культурный смoтритель».