Как мы писали ранее, фестиваль многосерийных художественных фильмов возвращается в Архангельск после 18-летнего перерыва. За это время выросло и повзрослело целое поколение, которое просто не слышало о «Сполохах», а те, кто знали, успели забыть.
Именно поэтому после новостей о встрече президента фестиваля, актёра Сергея Жигунова с губернатором Цыбульским часть архангелогородцев задалась вопросом — нужна ли нам очередная статья расходов бюджета? Дороги в городе от этого лучше не станут. В основном, в оппозицию к новому фестивалю встали те, кто делает в Архангельске фестиваль арктического кино «Arctic Open».
Накануне состоялось ток-шоу «Позиция», где с помощью видеосвязи поучаствовал и Жигунов. Сразу после прямого эфира актёр дал интервью ИА «Эхо СЕВЕРА», в котором рассказал, как он видит возрождение «Сполохов».
— В первую очередь хотелось бы узнать: что это будет за фестиваль? Везде говорится о масштабе, но никто не сообщает, что именно увидят архангелогородцы. Фестиваль сериалов — это немного странно. Всё-таки, сериалы — это низкий жанр…
— Со времён «Рабыни Изауры» всё очень изменилось. Да, действительно, было время, когда снимать и сниматься в сериалах было стыдно. Но с тех пор прошло несколько десятков лет. Сейчас в сериалы уходят все лучшие кинематографисты — сценаристы, режиссёры, продюсеры, актёры. Это не российский, а общемировой тренд. Причин много — среди них и экономические, и культурологические, и поведенческие особенности потребителей, и т. д. Достаточно назвать несколько имён российских режиссёров, которые снимают сейчас очень качественные сериалы — Сергей Урсуляк, Константин Худяков, Владимир Бортко, Валерий Тодоровский и другие. В списке сериальных актеров все «первачи» российского кино — Хабенский, Миронов, Машков, Маковецкий, Меньшиков и т. д. Так что это давно не низкий жанр, а высшая каста. Все крупнейшие мировые кинофорумы в последние годы ввели секцию сериалов. Мы это сделали за несколько лет до них.
— Как будут проходить показы? Разве можно показать весь сериал — 10-12 серий?
— Есть общепринятая мировая практика показов многосерийных фильмов на кинофестивалях, которой мы придерживаемся. Это две серии каждой картины. Как правило, этого достаточно, чтобы составить впечатление о фильме, а если он понравился, досмотреть его на цифровой платформе. Мы показываем эти картины на большой экране, с хорошим звуком, в них вложен серьёзный труд: их можно и нужно смотреть на большом экране.
В первую очередь мы работаем на зрителя. Номинация «Приз зрительских симпатий» — чуть ли не главная награда всего фестиваля и точно самая почётная. Помимо кинопрограммы, мы планируем организовать лекции, допремьерные показы, благо инфраструктура Архангельска это позволяет.
Программу фестиваля мы держим в секрете, поскольку хотим сделать сюрприз для архангелогородцев.
— Пугает, что это будет очередной фестиваль регионального кино, где молодые авторы будут «показывать себя».
— У нас федеральный фестиваль, который уже зарекомендовал себя в профессиональной среде российских кинематографистов. Его лауреатами стали Евгений Миронов, Марк Захаров, Геннадий Гладков, Александр Прошкин, Константин Хабенский, Жора Крыжовников, Александр Робак, Максим Лагашкин. Церемонию открытия нашего фестиваля транслирует «НТВ». Я не знаю, кто ещё может похвастаться таким размахом. Разве что «ТЭФИ» или «ММКФ».
— Есть ли смысл показывать сериалы, которые все уже видели? Не лучше ли организовать дискуссию с авторами для знающих, чем в который раз демонстрировать популярные хиты?
— В силу того, что лучшие сериалы выходят сейчас на цифровых платформах, а не на телеканалах, большинство зрителей их не видели. Фестиваль — это хорошая возможность посмотреть новые картины и встретиться с их создателями.
— Вы будете делать упор именно на гостей фестиваля или на прокатную часть? Допустим, когда у нас проходит ретроспектива Вуди Аллена, залы пусты, а когда приезжает условный Антон Долин, случается аншлаг.
— Долин — это, безусловно, значимая величина в нашем кино. Что касается Вуди Аллена, то для любого кино есть свой зритель, для таких показов просто нужны залы поменьше. В целом, архангелогородцы — культурные, образованные, интересующиеся люди. Для них мы и везём обширную программу с лекциями и показами, которые будут интересны тем, для кого кино — это часть жизни. Архангельск для нас совсем не чужой город. Люди помнят, как проходил фестиваль, и какой это был праздник кино. До сих пор большое количество специалистов из тех времён работают и живут в Архангельске. Во время моего недавнего приезда везде ко мне подходили люди и благодарили за то, что фестиваль возвращается. Да и из всех звонков в студию от простых горожан можно сделать однозначный вывод, что они ждут фестиваль. Уверен, что мы соберём любую площадку.
— Почему вы не пытались провести фестиваль при прошлой власти? Или вам не дали?
— Не делал таких попыток. Сейчас в основном надо благодарить Александра Цыбульского за содействие. Всё-таки мы переезжаем с другого конца страны, и это весьма непростая процедура. Ранее мы хорошо себя чувствовали на Сахалине под другим названием, но пришло время возвращаться на родину.
— Сможете ли вы переплюнуть «Arctic Open», которые привозили Вырыпаева, Хржановского и прочих людей, ответственных за по-настоящему авторское российское кино?
— Мне кажется, что это неправильная постановка вопроса. Никто никого не собирается «переплёвывать», мы не мешаем «Arctic Open». Насколько я знаю, они выходят зимой, а «Сполохи» запланированы на август. Нет цели с кем-то соревноваться, мы хотим показать Архангельску другую сторону индустрии.
— Дело в том, что из сахалинских лекций и выступлений глаз зацепился только за режиссёра Романа Каримова и композитора к сериалу «Бригада».
— А Василия Сигарева, Юрия Грымова, Александра Адабашьяна, Владимира Меньшова, Сергея Урсуляка, Александра Велединского, Валерия Тодоровского, Павла Санаева, Иру Горбачёву и других вы не увидели? В фестивале принимают участие звёзды самых громких проектов, личности всесоюзного и всероссийского масштаба.
— Хотелось бы видеть больше контркультурных авторов. Те сериалы, которые были в сахалинской программе, и без того отмечены всевозможными наградами и хвалебными отзывами. Хотелось бы видеть кого-то вроде Александра Ханта или Филиппа Юрьева, снимающих по-настоящему живое кино вместо сериалов, которые и без того покажут по «Первому».
— Во-первых, в конкурсе только один сериал Первого канала, большая часть конкурса — это сериалы стриминговых платформ. Во-вторых, для того, о чём вы говорите, у нас существует внеконкурсная программа. Туда попадают фильмы, ещё не добравшиеся до кинотеатров, и там всегда есть место для молодых, независимых режиссёров.
— И всё-таки за чей счёт планируете провести «Сполохи»? Будете привлекать местных инвесторов или сделаете упор на бюджетные вливания?
— Будь моя воля, я бы вообще не прикасался к бюджетным деньгам. Но и без денег фестиваль не сделать. Часть средств мы можем получить из президентского гранта, но решение узнаем только через пару месяцев. Помимо этого, Министерство культуры выдаст определённую сумму, но этого всё равно недостаточно для проведения подобного фестиваля.