Без малого полтора года про Фонд капремонта не было слышно. Но у большинства архангелогородцев ещё не остыли воспоминания о массовой кампании по замене лифтов в 2018 и 2019 годах. Особенно хорошо драму помнят те, кто с больными ногами месяц за месяцем поднимался на свой этаж пешком, ибо рабочие из Средней Азии не торопились устанавливать лифт, Ростехнадзор не торопился его принимать, а УК не спешили вводить в эксплуатацию.

Если память прячет всё плохое, напомним, как это было.

В итоге результат не прожил и года. Существенный процент подъёмников просто не работает, в оставшихся то кнопки потеряют контакт с электросистемой, то лампочка треснет, то выпадет кусок облицовки. Лифты не отвечают собственным нормам: написано 400 килограмм, значит, встанут при нагрузке в 350. На пассажиров сверху капает смазка, каждый лифт воняет самым дешёвым пластиком. Отлетают детали, скрипят узлы, двери не закрываются. 

Ремонтировать всё это нереально. В Архангельске отсутствуют запчасти для новых кабин, и завозить их не планируют. 

В марте 2021 года Фонд снова вышел в публичное поле с очередной масштабной инициативой: до 2025 года в Архангельске заменят сотни лифтов. Цитируем релиз, опубликованный на официальном сайте:

«На 2021 год запланирована замена 78 лифтов в 20 МКД. До 2025 года — до момента вступления в силу Техрегламента Таможенного Союза о безопасности лифтов — Фонд планирует осуществить замену всех лифтов в МКД, находящихся в „общем котле“. Сложнее со спецсчетами: по оценкам регоператора, в 244 домах Архангельска необходимо будет заменить 908 единиц лифтового оборудования».

Далее опять идут радужные обещания, слова про достойную жизнь и заботу о людях. Ни цитировать, ни верить в эти заявления нет ни малейшего желания. Хочется готовиться к худшему. 

***

Итак, что представляет из себя Фонд на данный момент.

Первое: зверь лишился головы. Во многом именно предыдущая кампания по обновлению лифтов стоила должности Александру Бараеву — прошлому главе Фонда. В конце ноября прошлого года на первое время был назначен исполняющий обязанности гендиректора Михаил Хабаров. 

Уже 2 недели на сайте Фонда висит объявление о поиске нового руководителя. Пока ни один несудимый гражданин России не откликнулся на эту вакансию. 

Второе: только в прошлом году юрлицо уличали в нецелевом расходовании средств. По данным базы «Контур.Фокус», у Фонда есть следующие нарушения: 

Ведь именно на нецелевуху, переплаты за благоустройство и нарушения при ремонтах платит каждый житель Архангельской области. 

Помимо этого, у Фонда есть давние споры с ООО «Желдорсервис». За 2020 год общество подавало несколько исков о неисполнении обязательств на общую сумму в 3 миллиона рублей. 

На текущий момент общая сумма взысканий к Фонду капремонта составляет порядка полумиллиона. 

Третье: очередная замена лифтов обойдётся в баснословную сумму. Выполнять работы будет заезжая компания из Чебоксар. Только осмотр и проектная документация (о каких проектах может идти речь в типовых строениях — непонятно) обойдутся в 217 миллионов 938 тысяч. 

Самый крупный контракт на оценку технического состояния лифтов и разработку проектной документации выиграла чувашская фирма ООО «Честрой». 

Фонд капремонта Республики Чувашия уже обжёгся на этой фирме. Сейчас на «Честрое» висит порядка 10 исков о неисполнении обязательств на сумму 1 миллион 730 тысяч. Общая сумма к взысканию, по данным «Контур.Фокус», — 95 миллионов 300 тысяч. Каким-то образом фирма умудрилась накопить столько долгов за первые 3 месяца 2021 года. 

И это создание едет поправлять свои дела в Архангельск. Поморы, разминайте ноги, развивайте выносливость! Готовимся.