Наша редакция продолжает анализ рынка пассажирских перевозок в Архангельске. В предыдущей публикации мы изучили городской пассажиропоток и попытались предложить своё видение решения проблемы, касающейся нехватки автобусов в вечернее время.

По нашим сведениям, на сегодняшний день в столице Поморья функционируют 30 маршрутов, которые исполняют 266 автобусов. Мы разделили маршруты на пять видов пассажиропотока:

Изучая маршруты и пассажиропотоки, мы пришли к выводу, что именно доступность транспорта в позднее время считается одной из главных головных болей у поморов. После десяти часов вечера уехать в Архангельске куда-то на автобусе практически нереально.

В этой связи редакция предположила, что как минимум двум автобусам из данного списка стоило бы начать работать в вечернее время. Речь о маршрутах № 1 и № 44. Пожалуй, именно к ним у поморов в этом плане накопилось больше всего вопросов.

На сей раз мы подготовили для читателей не менее увлекательное продолжение. В сиквеле расследования журналисты проанализировали выручку предприятий, исходя из наших расчётов пассажиропотока и затрат на топливо. И, надо, сказать, что расчёты редакции привели к неутешительным выводам.

Судя по всему, рынок пассажирских перевозок попросту нуждается в отбеливании, аналогичном тому, которое несколько лет назад произошло в лесной отрасли. Безусловно, речь идёт об уплате налогов.

Здесь сразу же оговоримся, что материал основан исключительно на наших расчётах, касающихся мониторинга рынка пассажирских перевозок.

Впрочем, после прочтения статьи вы наверняка поймёте, что редакция не так далека от истины. Проведённые расчёты привели нас к выводу, что в Архангельске с 2016 года ежегодно где-то могут оседать приблизительно 500 миллионов рублей.

Как и в предыдущем материале, нами была подготовлена простая в понимании таблица, где мы вновь перечислили работающие в Архангельска автобусные маршруты, разбив их по уровню пассажиропотока. В первых двух столбцах указаны номера маршрутов и их количество.

В третьем столбце посчитано усреднённое количество пассажиров, перевезённое одним автобусом за одну смену. В четвёртом мы показали, сколько граждан один маршрут перевозит за день. В пятом столбце мы умножили эту сумму на 365 и получили количество пассажиров, перевезённое одним маршрутом за год.

Последним нашим шагом был подсчёт прибыли, которую получают перевозчики с продажи пассажирских билетов. Этот момент как раз и можно считать ключевым.

Итак, исходя из наших расчётов, лишь четыре маршрута за год принесли перевозчику прибыль свыше 100 миллионов рублей:

В случае с маршрутами № 44 и № 5 мы посчитали, что один автобус в среднем провозит по 650 пассажиров за смену. Это 15 600 пассажиров за весь день и 5 694 000 человек за год. Отсюда и вышла сумма в почти 160 миллионов рублей.

Ещё раз уточним, что наши расчёты построены исключительно на наблюдении за пассажиропотоком.

А теперь самое интересное — анализ прибыли, которую указывают работающие в городе перевозчики (вся информация бралась нами из открытых источников). Здесь мы обращаемся к базе данных «Контур.Фокус» и оцениваем показатели за 2019 год. Для удобства вновь переносим показатели в таблицу.

Из данных, которые есть в открытом доступе, и расчётов, которые мы провели, как раз и получается, что за 2019 год наш любимый Архангельск по каким-то причинам недополучил почти 500 миллионов рублей (!) с налогов.

Есть подобные расчёты кого-то не убедили, есть и другой путь. Мы решили попробовать посчитать затратную составляющую на топливо. Углубившись в тему, узнали, сколько в городе автобусов, какой тип техники используют перевозчики и на каком топливе ездят их транспортные средства.

Самым оптимальным для расчётов подошла «единица», поскольку у перевозчика, обслуживающего данный маршрут, больше нет других автобусов. Кроме того, мы знаем, что на маршрутах «единицы» ездят только автобусы марки ПАЗ «Вектор Некст».

Считаем. Пробег автобуса за смену составляет примерно 220 км. Расход топлива на 100 км, если верить заводским характеристикам, равняется 25 литрам. Итого на 1 автобус мы получаем следующее: 2,2 (220 км) умножаем на 25 (расход топлива), а затем умножаем на 51 (стоимость одно литра топлива). В итоге получаем 2 805 рублей за смену.

Соответственно, 14 автобусов — это 39 270 рублей. Теперь эту сумму мы умножаем на 365 и получаем число 14 333 550. Далее возвращаемся к отчёту «Ресурс-Авто» за 2019 год, где указана сумма в размере 19,8 миллионов рублей.

Мы можем смело предположить, что предприятия тратят на топливо до 20% от выручки. Затем мы умножаем рассчитанные нами затраты на топливо и умножаем эту цифру на 5 (14 333 550×5). У нас получается 71 миллион 667 тысяч 500 рублей. Данная сумму очень далека от указанной официально (19,8 миллиона).

Теперь сравните эту сумму с той, которую мы вывели для «Ресурс-Авто» после подсчётов выручки с продажи билетов. Разница минимальна. А учитывая отчётность «Архтрансавто», которая на 38 миллионов больше нашей расчётной, мы можем сделать вывод, что опять же не далеки от истины.

Отсюда у редакции и возникают два простых вопроса: где недостающая выручка и где налоги? А если это не налоги на зарплату, то где налоги и прибыль? Особенно учитывая скромные показатели по численности сотрудников на предприятиях. Впрочем, вопрос с оформлением дело известное. Он лежит на совести руководителей и чиновников.

Другое дело, когда работающие нелегально люди состоят на бирже труда и получают пособия по безработице. Это явно не то, что хочет добропорядочный налогоплательщик.

Конечно, можно сколько угодно говорить о качестве перевозок, хаять автобусы за их состояние и внешний вид. У каждого, как говорится, свой маршрут. Архангелогородцы, думается, давно не ожидают здесь позитивных перемен.

Но сейчас ясно одно: рынку необходимо отбеливание. Неужели надзорным органам так сложно проверить предприятия на выручку от продажи билетов? Кажется, наши расчёты предельно просты в понимании. Кроме того, стоило бы проверить перевозчиков и на предмет трудоустройства сотрудников.

И ещё. Не так давно и. о. заместителя главы Архангельска по инфраструктурному развитию Максимов поделился в СМИ информацией, что пассажиропоток в столице Поморья за 2020 год составил 33 миллиона человек. Здесь наши подсчёты с данными мэрии тоже не сильно отличаются.

Выходит, что в администрации знают реальный городской пассажиропоток. Почему же тогда никого не заботят налоги? 500 миллионов лишние, что ли?