Режиссеры: Дон Холл, Карлос Лопес Эстрада, Пол Бриггс, Джон Рипа

В ролях: Келли Мэри Трэн, Аквафина, Джемма Чан, Алан Тьюдик, Дэниэл Дэ Ким

Премьера: 4 марта 2021 года

В последнее время несколько настораживает любовь «Диснея» к азиатскому рынку. Сначала «Мулан» теперь вот «Райя». И, судя по всему, массовая китайская публика не слишком взыскательна к условно детскому кино. «Мулан» получился весьма посредственным фильмом, который собрал не самую плохую кассу на Востоке, но на родине и в Европе подвергся серьезной критике.

Похоже, та же самая судьба ждет и «Райю». Изначально было понятно, что ничего великого ждать не стоит. На улицах гуляет пандемия и все серьезные релизы отложены на потом. Несмотря на то, что данный мультфильм разрабатывался с 2016 года, на экраны вышел стандартная диснеевская история.

Не стоит ждать реинкарнации «Холодного сердца». «Дисней» опять отказался от песен, но оставил интернациональную повестку, персонажа — классическую принцессу нового времени и яркую картинку.

Но «Холодное сердце» завоевало любовь зрителей не только хитом «Отпусти и забудь», но и сильной историей о конфликте внутри семьи, новыми для диснеевских героев историями и неоднозначными моральными выборами персонажей.

«Райа» наоборот ставит повествование на второй план, делая ставку на яркий визуал. Местные пейзажи пестрят всеми цветами радуги, порой настолько сильно, что эпилептикам будет тяжело досмотреть фильм до конца.

При этом, все локации совершенно не запоминаются. Мультфильмом занималась та же команда, что была ответственна за успех «Моаны», но в истории о девочке из племени Маори они не перебарщивали с психоделом. Там большая часть истории проходила в спокойных голубых тонах океана и яркого солнца.

Смотря «Райу» как будто находишься внутри калейдоскопа: ярко, красиво, но за всей мишурой крайне тяжело обращать внимание на конкретные детали окружения. Все сливается в один сплошной фрактал.

Что касается героев, то перед нами стандартная для современной культуры фем-принцесса. Героиня, идущая против системы, без каких-либо спорных моральных качеств. Ее напарница — дракон Сису не похожа на стеснительного, но очень мощного Зубастика из «Как приручить дракона» и имеет очень мало общего со змеями из фэнтези. Сису — скорее комедийный персонаж, навроде дракончика Мушу из «Мулан».

В «Райе» «Дисней» побил все рекорды по количеству так называемых «миньонов» — глуповатых спутников героя, которые неловко кривляются, попадаются в дурацкие ситуации и шутят шутки для трехлетних. Тут их аж целых 5 штук: питомец Райи Тук-Тук, три невероятно-раздражающих мартышки и ребенок-воришка.

Когда они все вместе, хочется спрятаться за переднее кресло кинозала. Все равно, что Гендальф набрал бы команду для похода в Мордор из одних Пиппинов. Впрочем, Райа справляется и с ними.

Понятно, зачем тут столько второстепенных персонажей. Фирменные игрушки по мотивам героев мультика завезли во все магазины в день премьеры. Нет ничего плохого в желании заработать на фан-сервисе, но старания никто не отменял.

Мартышку Абу все еще хочется купить и поставить на полку — это запоминающийся персонаж, вызывающий положительные ассоциации, а вот броненосец Тук-Тук… кто это вообще?

Сюжетно, герои просто перебрасываются из одной локации в другую, словно проходят уровни в компьютерной игре. Территории практически не связаны общей историей и отличаются только цветовой гаммой и существами, которых почти не раскрывают.

После титров с сожалением вспоминается недавняя «Душа» от «Pixar». Как глубоко, но непринужденно там говорили о религии, смерти, прощении, любви. А в «Райе» все помирились потому, что так будет лучше, простили, потому что так надо и объединились так как все мы тут добрые.

Но, несмотря на то, что нас опять оставили без песен, нормального злодея, приличных второстепенных персонажей, это все еще не самый плохой детский контент. «Райя» учит детей не бросать друга в беде, не смотреть на внешность, судить людей по их делам.

С оговорками, но светлое, доброе, вечное, «Дисней» не разучился нести. Жаль, что с годами становятся все заметнее финансовые проблемы студии, а желание их решить с помощью таких вот фильмов только глубже закапывают уважение к когда-то любимой студии. 

Александр Губкин

6+

Редакция благoдарит кoмпанию «Шестеoзерье-лес» за пoддержку рубрики «Культурный смoтритель».