Режиссёр: Илья Аксенов

В ролях: Никита Павленко, Павел Ворожцов, Семен Трескунов, Ирина Пегова, Анна Уколова, Сергей Шакуров, Сергей Бурунов, Монеточка

Премьера: 11 февраля

Фильм совершенно не стоит вашего внимания, поэтому начнем со спойлеров:

Глава большой семьи узнаёт, что у него в голове созрела внушительного объёма опухоль и поэтому жить ему осталось примерно год, если не лечиться. А лечиться он не хочет.

Вместо этого он хочет исполнить заветную мечту: поехать на Грушинский фестиваль (это там, где барды собираются стаями, если кто-то не знает) и исполнить со сцены песню собственного сочинения.

Ведь на небесах только и говорят, что о Грушинском фестивале. Для чего вся семья загружается в старенький минивэн и выдвигается навстречу удивительным приключениям.

Сразу надо сказать, что «Родные» — это фильм Жоры Крыжовникова. То есть Жора Крыжовников здесь только сценаристом значится, вместе со своим постоянным соавтором Алексеем Казаковым, а за режиссёра Илья Аксёнов, но это фильм Жоры Крыжовникова.

По всем характерным клиническим признакам. Уже открывающая сцена, где герой Сергея Бурунова снимает сам себя на телефон, сразу заявляет: Жора Крыжовников вернулся к истокам.

На самом деле, он никуда не уходил: после «Самого лучшего дня» пытался реанимировать «Ёлки» (безуспешно), снял собственный драматический сериал (относительно успешно), поучаствовал в создании фантастического ромкома с Егором Кридом (без комментариев), а также поставил сиквел мелодраматического мюзикла про фигурное катание (почти полтора миллиарда сборов).

Истоки Жоры Крыжовникова лежат, как известно, в жанре сомнительных моральных качеств народной комедии с песнями и плясками. «Родные» полностью соответствуют этим принципам, отличаясь от предыдущих подобных опусов Жоры Крыжовникова лишь форматом — на смену свадебной псевдодокументалистике и «караоке-комедии» пришёл более традиционный формат роуд-муви.

И это однозначный плюс. Возможность полюбоваться на встречающиеся по дороге разнообразные летние красоты России — чуть ли не единственное удовольствие в фильме Крыжовникова.

Демонстрация красот прерывается ностальгической экскурсией по подъезду, которую в одной очень важной сцене (без неё фильм бы, несомненно, развалился) проводит герой Бурунова, настоятельно рекомендуя этот подъезд понюхать.

Герой Бурунова вообще не раз предлагает кому-нибудь что-нибудь понюхать, есть у него такой странный пунктик, и это, видимо, должно быть смешно. Как и всё остальное, что делает или говорит герой Бурунова, кроме тех случаев, когда должно быть не смешно, а драматично.

Но тут вот какая штука. Во-первых, Сергей Бурунов везде играет примерно одинаково, и «Родные», увы, не исключение и не внезапный прорыв. Все мы себе представляем его нехитрый арсенал: он повышает голос, кривляется, заикается, пучит глаза, размахивает руками — как правило, всё одновременно.

Это вполне может производить комический эффект, но вот драматический эффект это производить не может никак. Тем более что, во-вторых, Сергей Бурунов играет здесь не просто шумного дурачка, а самую настоящую эгоистичную сволочь, подлого манипулятора, который втихаря прогоняет свою невестку взашей, сыну врёт, что она сама сбежала, потом ещё и деньги у сына вымогает, давя на жалость, ну и далее по мелочи: регулярно закатывает скандалы по любому поводу, доводит всех до слёз, швыряется вещами, сбегает в истерике.

И этому во всех отношениях мерзкому типу предлагается сочувствовать.

Как же не сочувствовать бедолаге, который не хочет (именно не хочет) лечиться, а хочет потрепать близким нервы и спеть песенку. Впрочем, не такой уж, если подумать, неразумный подход, учитывая, что во вселенной Жоры Крыжовникова с помощью песенки, как известно, излечиваются все раны, забываются все обиды, разрешаются все проблемы и конфликты.

Любой человек, пусть и последний мерзавец, согласно учению Крыжовникова, достоин любви, сострадания и прощения, если споёт правильную песенку. Так победим.

Почти сразу после вступления Жора Крыжовников фокусируется на своём любимом, на разногласиях между поколениями. Первое разногласие заключается в том, что сын героя Бурунова с женой собираются переехать в Канаду, а зачем туда переезжать, если и у нас вон как хорошо, да и что там, в этой Канаде, такого.

Второе разногласие, между старшими поколениями, ещё менее чётко обрисовано, что-то про дедовщину и неоправданные ожидания. Притом младшее поколение также представлено вторым сыном героя Бурунова, чья индивидуальность ограничена ношением футболки с портретом Данилы Багрова, и певицей Монеточкой в роли дочери.

Монеточка нужна для того, чтобы исполнить три своих миленьких песни (одна из них в единственном хорошем камео Олега Митяева), засветиться в трейлере и на постере, тем самым привлечь к фильму дополнительную аудиторию. На автора рецензии этот ход подействовал.

Больше она ни для чего фильму не нужна и никак почти не задействована. Впрочем, есть ещё кое-что: через её персонажа в сюжет внедряется хит исполнителя под псевдонимом Шарлот «Щека на щеку». В фильме эту песню поет Бурунов.

Слова там следующие: «Тебе хочется конфету. Могу дать лишь сигарету. Тебе хочется на тусовку. Я пойду с тобой, девчонка. Язык к языку. Губа об губу. Глаза на глаза. Щека на щеку».

Ничего более чудовищного отечественный кинематограф не знал с момента, когда в фильме «Самый лучший день» Михаил Боярский пропел отрывок из шлягера группы Serebro «Мама Люба».

О чём это говорит? О том, что Жора Крыжовников не только хватку не теряет, но и под стремительно меняющиеся музыкальные тренды ловко подстраивается. Воистину неисчислимы грани его таланта.

Александр Губкин

12+

Редакция благoдарит кoмпанию «Шестеoзерье-лес» за пoддержку рубрики «Культурный смoтритель».