Главой Плесецкого района подписано постановление об инициативе преобразования. Вполне возможно, что событие станет историческим, поскольку с этого момента положено официальное начало общественных обсуждений возможности объединения поселений в единый муниципальный округ.

Главам администраций и в поселковые представительные органы направлены письма с приложением подписанного постановления и просьбой рассмотрения указанной инициативы по результатам публичных слушаний.

Напомним, тема объединения поднималась в районе неоднократно. В 2017 году часть поселений даже укрупнили, но предлагаемая сегодня главой района инициатива предполагает, по своей сути, возврат к уже забытой системе единого «райисполкома» и «сельсоветов» на местах.

Сразу оговоримся, что тема для дискуссий по этому поводу крайне обширная — как и в любом вопросе, здесь есть свои сторонники и противники. Поэтому за первыми комментариями мы обратились непосредственно к автору идеи — главе Плесецкого района Игорю Арсентьеву.

ИА «Эхо СЕВЕРА»:

— Игорь Валентинович, начнем, пожалуй, с главного вопроса, который волнует всех жителей района — зачем? Каковы, на ваш взгляд, предпосылки и мотивы к объединению?

Игорь Арсентьев:

— Возможно, буду резок, но за год работы пришел к глубокому убеждению — действующая у нас модель местного самоуправления — район и поселения — себя изживает. Некоторые сельские муниципалитеты, в моем понимании, уже являются банкротами, какая-то их часть просто работает на содержание собственных органов управления, все остальные едва сводят концы с концами. Только городские поселения имеют относительно самостоятельные бюджеты, хотя и у них, если приглядеться, накопилось множество проблем, которые без поддержки им не решить.

И хочу сразу развеять главное опасение многих жителей, зачастую искусственно им навязанное, о том, что при объединении в муниципальный округ будут ликвидированы все поселковые администрации. Нет! Это история не об этом!

Главная цель — выстроить такую вертикаль управления, которая позволит привлекать дополнительные средства и эффективно реализовывать мероприятия государственных программ. А таких возможностей, поверьте мне, у округа куда больше, чем у района. При этом мы прекрасно понимаем и другую, не менее важную задачу — сохранить доступность органов местного самоуправления для всех жителей района.

— А что мешает пойти по уже пройденному пути — укрупнения поселений?

— И куда этот путь?! Давайте предположим — сельское поселение Тарасовское присоединим к Плесецку. Собственных доходов у поселения около 100 тысяч рублей, бюджет в целом около миллиона. Вся разница — различные межбюджетные субсидии из районного и областного бюджетов. В случае присоединения к Плесецку местная администрация однозначно закрывается, полномочия по содержанию дорог, жилфонда, освещению и прочие переходят от района к городскому поселению, как и все расходы, связанные с укрупнением. Взамен бюджет Плесецка получает около ста тысяч рублей в год. Схожая ситуация в МО «Пуксоозерское».

За примерами уже состоявшихся укрупнений тоже далеко ходить не надо. Ломовое и Холмогорское остались без администраций, как и жители бывшего МО «Кенорецкое». Сегодня этими территориями в силу своих возможностей занимается районная администрация. В чем логика подобных укрупнений? Надо честно признать, что укрупнение поселений ни одну из системных проблем района не решит.

— Тогда в чем отличие объединения в округ от укрупнения поселений?

— С правовой точки зрения, если брать процедуру, то процесс объединения принципиально от укрупнения не отличается — проводятся публичные слушания, затем представительные органы поселений принимают решение — согласны, либо нет.

В случае с округом, если менее 13 из 14 поселений района поддержит инициативу об объединении, то вопрос отпадает. В таком случае в сентябре будущего года мы будем избирать депутатов в 12 поселениях. По нашим самым скромным подсчетам это обойдется местным бюджетам примерно в 6 миллионов рублей.

Учитывая, что желающих стать поселковыми депутатами, особенно в сельских поселениях, мягко говоря, немного, уверенности, что все выборы состоятся с первого раза, нет. Следовательно, процедура будет повторяться, снова затраты бюджета. Затем сформированные советы должны избирать глав — здесь с кадрами ситуация не лучше.

Еще раз подчеркну — в случае объединения в округ для жителей района доступность органов власти, говоря проще, местных администраций, никак не изменится, мы также будем прилагать все усилия, чтобы территориальные представительства имели еще большую доступность для людей. Поэтому о сокращениях сегодня речи не идет.

Знаю, что противятся объединению сегодня некоторые, скажем так, лица, понимающие, что нам с ними не по пути и теряющие какую-то личную заинтересованность в существующем положении дел. Поэтому при обсуждении данной темы необходимо, как говорится, отделять зерна от плевел — доводы должны быть объективными.

Что касается себя, то профессионализм и компетентность для меня всегда на первом месте при решении кадровых вопросов, поэтому, безусловно, будем расставаться с теми, кто работать не умеет или не хочет. И это не моя какая-то прихоть, поверьте, таковы требования времени — федеральные и региональные власти диктуют жесткие условия использования средств, выделяемых в рамках нацпроектов и государственных программ…

— Вот, на наш взгляд, тоже интересный момент — район и так участвует в нацпроектах и программах. Что изменится при переходе в округ?

— Думаю, вопрос надо ставить иначе — какие преимущества у муниципального округа перед муниципальным районом? Здесь надо рассказать предысторию. В мае текущего года были приняты изменения в областной закон о местном самоуправлении, предусматривающие условия государственной поддержки создания и развития муниципальных округов в Архангельской области.

Ключевые моменты — при создании муниципального округа правительством региона утверждается специальная программа социально-экономического развития данной территории, подкрепленная соответствующим финансированием. Увеличивается норматив отчислений в окружной бюджет по ряду доходов, в том числе по НДФЛ и в дорожный фонд. Устанавливается поддержка в виде выделения дополнительных средств, объем которых рассчитывается исходя из собственных доходов.

В Каргопольском районе, для примера, этот объем составил около 90 миллионов рублей на три года. В этом и заключается приоритетность финансирования муниципальных округов. К слову, распространяются все эти преференции пока на период до 2024 года.

Важный, на мой взгляд, момент — выборные и организационно-технические мероприятия, связанные с созданием муниципального округа, софинансируются из областного бюджета. Кроме того, появляется возможность пересмотра структуры управления и фонда оплаты труда муниципальных служащих. А кадровая проблема сегодня в муниципалитете стоит не менее остро, чем, пожалуй, в медицине.

— Предположим, что положительное решение по созданию округа будет принято. Каков механизм, если кратко?

— Сейчас мы начали процедуру общественного обсуждения, далее во всех поселениях будут организованы публичные слушания по данному вопросу, затем соответствующий проект решения будет рассматриваться на сессиях представительных органов поселений и района. Повторюсь, если менее 13 поселений поддержат инициативу, процесс завершается.

В случае положительного решения мы обратимся к главе региона о внесении в областное Собрание проекта областного закона о создании Плесецкого муниципального округа. В случае принятия областными депутатами данного законопроекта в сентябре мы будем выбирать уже единое окружное Собрание депутатов и дальше работать над Уставом, структурой управления и бюджетом муниципального округа.

Как видите, процедура достаточно сложная, но в то же время максимально открытая. Вопросов по этой теме мне поступает огромное количество, но на каждый из них мы будем планомерно отвечать, в том числе через средства массовой информации.

Резюмируя, еще раз хотел бы отметить, что мы не занимаемся оптимизацией, как кто-то упорно пытается этот процесс преподносить. Это административная реформа, целью которой является создание эффективного механизма управления, который позволит всем нам получить дополнительные возможности при реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий.