Режиссер: Энди Годдард.

В главных ролях: Джеймс ДʼАрси, Джуди Денч, Джим Бродбент, Эдди Иззард.

В прокате с 15 октября

Эдди Иззард — один из лучших британских комиков, решил попробовать себя в написании настоящей драмы, выступив сценаристом и актером на одну из главных ролей в фильме «Шесть минут до полуночи».

В 1939 году Томас Миллер (Эдди Иззард) работает учителем английского языка в школе на южном побережье Англии, где учатся дочери высокопоставленных нацистов. Под присмотром директрисы мисс Роколл и ее помощницы Илзе Келлер (Карла Юри) девушки практикуют свой английский и учатся тому, чтобы стать олицетворением идеалов нацистской Германии.

После обнаружения тела бывшего учителя начинается череда трагических событий: девушки сталкиваются с жестоким миром, а Томасу приходится бежать от полиции из-за обвинений в шпионаже и убийстве.

Как и в большинстве фильмов о конце тридцатых, история рассказанная в кино имеет реальную основу.

В то время, как над всей Европой нависает вполне реальное ощущение приближающегося кошмара, девушки в школе живут в своем закрытом мире. Они читают Шекспира, учатся вести себя в обществе, занимаются спортом, а по вечерам с восхищением слушают речи Гитлера.

Им еще неизвестны ужасы войны и страх перед будущим. Они стоят на пороге взросления, не подозревая, что им предстоит попрощаться со своей беззаботностью. С приближением новой войны в обществе все больше клубится туман негодования, а лето юности девочек подходит к своему концу.

Это безмятежное летнее время стало прощальным не только для учениц школы, но и для всей Европы. Режиссер показывает дни перед началом войны, но не дотягивает атмосферу напряженности.

К примеру, у Оруэлла в «Глотнуть воздуха» ощущение войны, которая случится вот-вот так остро чувствуется, что герой кидается на землю от одного звука упавшего цветочного горшка. В «Шесть минут до полуночи» все говорят о войне, но как будто ее не боятся.

«Шесть минут до полуночи» с помощью известных британских звезд и молодых европейских актеров затрагивает тему культурных границ. Школа сочетает в себе две культурные идентичности: девушки бегло говорят на английском, но не забывают о родной Германии, Томас же сам является наполовину немцем.

Пожалуй, абсолютно английская здесь только директриса в исполнении блистательной Джуди Денч. Благодаря такому гармоничному переплетению культур двух стран режиссер поднимает актуальный на сегодняшний день вопрос необходимости держаться друг за друга, несмотря на культурные расстояния и вопреки многочисленным различиям. Только это работает лишь с натяжкой.

Расскажи людям в Германии 30-х, что все люди братья и европейцам стоит держаться вместе, вряд ли такие идеи нашли бы одобрение на фоне Версальского договора.

Мировые войны ХХ века все еще остаются болевыми точками для многих стран, а в последнее время кинематографисты начали рассматривать эти главы истории с другого, необычного ракурса. Так, например, еще в 2009 году Михаэль Ханеке снял свою трепетную картину «Белая лента» о немецких подростках перед началом Первой мировой войны.

И в который раз становится обидно, что российский кинематограф вовсе отказывается говорить на эту тему. Разве можно в наших фильмах услышать от положительного героя услышать фразу «разве можно судить страну за желание быть великой?», особенно в контексте Германии.

Детский взгляд на историю, вероятно, может быть наиболее честным и устрашающим. Однако Энди Годдард не дает возможности девочкам показать свое волнение. Для режиссера здесь важнее другое — рассмотреть новое поколение, которое не должно нести ответственность за своих родителей.

Кажется, они не успевают ничего осознать, как новая идеология уже впитывается их сознанием. В данном случае показательны устрашающие диалоги с фанатичной учительницей. Любопытно, что мы практически ничего не знаем об ученицах. О чем они мечтают? Какие у них отношения с родителями? Кем хотят стать, когда вырастут? До конца фильма девочки остаются лишь собирательным образом, чье детство главный герой еще надеется спасти.

Историческая драма постепенно набирает обороты и превращается в фильм с погоней и преследованиями. Динамика и претенциозные диалоги и вовсе могут напомнить американский нуар 1940-х годов, а Томас Миллер оказывается классическим героем: за фигурой обычного учителя, конечно же, скрывается нечто большее.

В итоге можно сказать, что фильм выбрал неизбитую тему, но показал ее настолько клишировано, что под конец забываешь, что смотришь кино, пытавшееся стать серьезным. Снова зрителю разжевывают «неочевидные» идеи о том, что война — плохо, а главные ее жертвы — дети. Реальная история снова приплетена для того, чтобы написать об этом в титрах. В реальной школе для нацистских благородных девиц не было и намека на преклонение перед Британией.

Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».