История благоустройства набережной Северной Двины началась с поручения губернатора Архангельской области. В начале июля Александр Цыбульский поручил выделить 151 миллион рублей на проекты благоустройства в столице Поморья.

Выбраны были два участка: на набережной Северной Двины — от железнодорожного моста до ТЦ «Праги» и от ул. Володарского до Северного морского музея, включая Молодёжный сквер.

Начальная цена первого контракта составила 40,1 миллиона рублей. Победу в электронном аукционе одержало ООО «Строительная компания „Дельта-строй“». Однако для того, чтобы победить, организации пришлось обратиться в ФАС, поскольку изначально документы компании были признаны несоответствующими требованиям.

Работы на объекте начались 20 августа. Добавим, что этот участок не ремонтировался со времени её строительства, то есть с 1984 года.

Но вот уже 25 сентября на сайте администрации Архангельска выходит публикация с многозначительным заголовком: «Муниципалитет держит ремонт набережной под строгим контролем». После прочтения текста становится ясно, что подрядчик не успевает закончить благоустройство в положенный срок — до 19 октября.

— Подрядчику необходимо ускориться. Ещё нужно увеличить число рабочих на объекте — тех человек, которые задействованы сейчас, явно недостаточно. Пока компания «Дельта-Строй» работает в условном графике, необходим новый график, который нам обещают составить к середине недели. Ситуация пока не вызывает особого беспокойства, но городские власти будут держать происходящее под строгим контролем, чтобы подрядчик не пропустил контрактные сроки, — подчеркнул на сайте горадмина исполняющий обязанности заместителя главы Архангельска по городскому хозяйству Александр Гурьев.

Затем о ситуации высказался и сам Александр Цыбульский. Глава региона буквально отчитал заместителя главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниила Шапошникова (тогда он замещал Игоря Годзиша на посту главы). Губернатор недоумевал: почему городская власть оказалась не в состоянии обеспечить работу и контроль за деятельностью подрядчиков, которых сама же выбрала?

Итак, до сдачи объекта остается 3 дня. Очевидно, что подрядчик не успеет выполнить весь объём работ к положенному сроку. О причинах сложившейся ситуации редакции рассказал технический директор ООО «Строительная компания „Дельта-строй“» Олег Лазарев.

В интервью он поведал о тонкостях выполнения данного контракта и нестандартной ситуации, в которой не повезло оказаться фирме-подрядчику.

— Здесь мы выполняем работы на основании технического задания. Важный момент заключается в том, что мы работаем без проекта — для выполнения указанных работ он не разрабатывался.

Мы завезли технику. Приступили к фрезерованию дорог и тротуаров для укладки нового асфальтобетонного покрытия. Ничего не предвещало сюрпризов, но оказалось, что подстилающее основание просто непригодно по современным нормативным требованиям для того, чтобы на него положить свеженький асфальт. Местами оно отсутствует полностью.

Между тем, мы должны произвести укладку нового асфальтированного слоя типа Г толщиной 4 см на существующее основание и при этом ручаться за качество конечного результата, — пояснил Олег Лазарев.

Иными словами, подрядчик должен был просто снять асфальт и также легко заменить его, всего лишь положив новый поверх старого. После проделанной подготовительной работы стало ясно, что для достижения полноценного результата по устройству дороги требуется производство работ по устройству щебёночного основания с укаткой катками.

Собственно, по контракту это было не предусмотрено.

— В связи с выявленным обстоятельством наша компания была вынуждена приостановить работы на объекте со 2 октября до выработки решения с заказчиком по устройству подстилающего слоя.

Данное решение мы выработали 13 октября. Работы на объекте возобновятся после подписания соответствующих документов. Соответственно, срок завершения работ по контракту будет сдвинут на период вынужденного простоя, — рассказал технический директор фирмы-подрядчика.  

Как мы поняли из беседы с представителем подрядчика, в «Дельта-строе» нет как какого-то желания взывать к милосердию и пониманию, так и желания обвинять мэрию в подставе.

Исполнитель работает по условиям имеющегося технического задания. В настоящий момент из-за очевидных непредвиденных причин его выполнение в срок невозможно. Их приоритетом является именно окончание и реализация проекта с надлежащим качеством. Сейчас им остаётся лишь продолжать вести диалог с мэрией.

Их взаимоотношения мы оставим официальным представителям двух сторон.

Нас же в очередной раз поражает тот подход к делу, с которым работают представители администрации Архангельска. Не это ли новый пример типичного поморского рукожопства?

Как можно было проводить конкурс на столь важный и большой объект без проекта? Неужели так сложно сделать что-то по-человечески? Речь же идёт о родном Архангельске и его жителях. Мы сперва ходим по разваливающимся тротуарам, вспоминая чиновников последними словами, а затем вспоминаем их же, но только при других обстоятельствах, когда чиновники ходят сделать как лучше, но получается как всегда.   

Помимо этого, видимо, из-за отсутствия проекта как такового, на данном участке набережной никто не подумал об освещении пешеходных дорожек, беседок, качелей и спортивной зоны. Выходит, что город получит новую зону притяжения горожан для прогулок, отдыха, занятия спортом, которая половину времени года будет погружена во тьму, поскольку существующего освещения Горсвета будет явно недостаточно для такой огромной территории.

Мы поинтересовались у подрядчика: неужели поморы будут вынуждены блуждать в сумраке? Олег Лазарев поведал нам, что все нормальные проекты содержат раздел освещения. Примеры тому — парки из последних: Зарусье, Майский, Рябиновая аллея и другие.

Концепция торшерной линии подсветки обсуждалась и для парка у «Праги». Почти месяц заказчик согласовывал с подрядчиком установку торшерной линии по дополнительным работам, но так и не принял положительного решения. Со слов Лазарева, сотрудники «Дельта-строй» проделали работу по проектированию, нашли и согласовали оборудование, договорились с поставщиками комплектующих, предусмотрели изменения в планах работ, с учётом необходимости прокладки кабельных линий под асфальтируемыми участками тротуаров, но согласование обустройства освещения не состоялось.

В отсутствие проекта подрядчик также выполнил реальную геодезическую съёмку всего участка, так как без этих данных качественного выполнения работ и исполнения обязательств по контракту было бы не добиться

И ещё одна не менее важная деталь. На всё том же сайте городской администрации (и в ряде СМИ) имеется новость от 25 сентября 2020 года, где в последнем абзаце сказано следующее, — далее цитата:

«Стоит отметить, что техническим заданием при благоустройстве набережной предусмотрены восстановление газонов, устройство велодорожки, посадка кустарников и деревьев, ремонт и покраска парапетного ограждения, установка малых архитектурных форм, в том числе скамеек и качелей».

Конец цитаты.

Здесь необходимо обратить внимание на слова о посадке кустарников и деревьев. В беседе с Лазаревым мы неоднократно говорили о том, что данному участку действительно необходимо озеленение.

Согласившись с нами, Олег Викторович отметил, что никаких посадок здесь техзаданием не предусмотрено. В принципе. То есть, было бы замечательно облагородить газон, посадить деревья и кустарники, но вот только сей контракт этого не подразумевает.

Впрочем, не исключено, что в городской администрации что-то не так поняли. Или хотели сказать совсем другое. Например, что посадки будут, но позже…

В настоящий момент на объекте выполнено следующее:

— произведён демонтаж бортового камня и установлен новый;

— очищены и покрашены поверхности железобетонного парапета набережной;

— осуществлено фрезерование асфальтированного покрытия проезжей и пешеходной части.

Что же касается самого исполнения муниципального контракта, то после выполнения работ по устройству подстилающего слоя и асфальтирования подрядчику предстоит:

— нанести дорожную разметку под велодорожку;

— установить следующие малые архитектурные формы: 6 силовых тренажёров, две беседки типа «Куб», качели, 20 скамеек и 20 урн.

P.S.

Все мы прекрасно знаем, как порой убираются городские улицы и магистрали. Случалось всякое. Скоро зима.

Мы очень надеемся, что по данному участку не поедет тяжёлая механизированная техника. Как пояснил представитель подрядчика, её использование на асфальтированном слое типа Г толщиной 4 см не предусматривается.

Здесь стоит использовать средства малой механизации. Иначе весь труд окажется напрасным.

P.P.S.

На данном участке расположен памятник Роману Куликову. В план по благоустройству он не включен. Выглядит памятник (как и территория вокруг него) весьма так себе. Вы только представьте, как будут смотреть на него граждане, когда вокруг всё преобразится?

Какими словами они вновь будут вспоминать архангельских чиновников и руководителей столицы Поморья?