Политика оптимизации медицины делается как будто назло всем, кроме областного министерства. В последнее время всё больше профильных министерств превращаются в Минцифры — чиновников интересуют ТОЛЬКО деньги и способы отобрать их у тех, кто находится ниже их по карьерной лестнице.

Напомним, как министр здравоохранения Антон Карпунов давился ради каждой копейки, положенной на доплаты медикам, работающим с COVID-19. Доплаты за «минуты контактов с больными» выглядят унизительно для всех, кроме чиновников из Минздрава. Они экономят.

В Архангельске почти не осталось отделений больниц, в которых штат укомплектован таким образом, чтобы нагрузка распределялась равномерно. По всей России идёт политика создания огромных медицинских центров, а инфраструктура и, главное, возможности районных больниц снижаются до уровня терапевтического приёма.

С конца 2019 года дело дошло до лабораторий исследований анализов пациентов. В октябре 2019-го кому-то в Минздраве пришло в голову сделать в Архангельске всего 4 лаборатории, которые должны обслуживать ВЕСЬ город и окраины, включая пригороды и островные территории плюс сотни областных пациентов.

Что получается в итоге?

Созданы 4 объединённых лаборатории:

Допустим, в лаборатории из 1-й Городской поликлиники трудились 14 человек. Лабораторию «оптимизировали», а всех сотрудников попросили написать заявление по собственному желанию, пообещав на словах устроить на освободившееся место в новых лабораториях.

Отметим, что лабораторию 1-й поликлиники расформировали в январе прошлого года. Тогда для создания новых помещений не было сделано ничего от слова совсем. Похоже, что сейчас ситуация не изменилась.

Уволили 14 человек, а на новые места наняли по одному человеку. Получается, что для нормальной работы нужно человек 40, а по факту в централизованной лаборатории работает штат в прежнем количестве медиков.

То есть, помещения остались те же, людей стало на одного-два человека больше, а нагрузка на лабораторию увеличилась в десятки раз.

К поликлинике приписаны десятки тысяч человек. Даже без учёта стационара их лаборатория делала 600 тысяч анализов в 2016 году и 700 тысяч в 2017-м. С каждым годом это число лишь увеличивается. Теперь вся эта нагрузка легла на центральную лабораторию, в которой нет ни оборудования, ни персонала.

Дополнительная гениальность оптимизации заключается в объединении анализов амбулаторных и стационарных пациентов. Следует пояснить, что амбулаторные анализы, в основном, типовые — общий анализ крови, мочи и прочее. Пациенты в стационаре лежат с самым широким спектром болезней. Объединение двух направлений просто недопустимо, поскольку у врачей есть соответствующие специализации.

В который раз всё «оптимизировали» только на бумаге. На практике в централизации лабораторий не работает НИЧЕГО. Ни один уровень в новой системе не работает.

Представим: анализы с десятков больниц не исследуются на местах, а лежат и ждут курьера. К примеру, кровь для анализов не может храниться при комнатной температуре продолжительное время. Более того, Минздрав не озаботился созданием единой базы данных.

Анализы обрабатываются как в 50-е годы прошлого века — баночка, под ней бумажка. Приезжает курьер, грузит всё в контейнер, увозит в единый центр, а потом НА БУМАГЕ, ПЕШКОМ (к началу 2020 года машина для курьера так и не была куплена) разносит результаты по больницам.

Ошибки, вызванные человеческим фактором, возрастают десятикратно. Ошибочные анализы = неверные диагнозы. Пациентам приходится сдавать всё заново, затягивать с лечением или вовсе начинать его с нуля.

Некоторые из плюсов «своей» лаборатории:

  1. Биологический материал не транспортируется, исследования проводятся на месте, что снижает количество преаналитических ошибок (70% ошибок на преаналитическом этапе);
  2. Результаты анализов выдаются врачами в день исследования;
  3. Выполнение срочных анализов в течение всего рабочего дня;
  4. Возможность обсуждения сложного случая с лечащим врачом пациента, а у клинициста — выяснить интересующие вопросы непосредственно у лабораторных специалистов;
  5. Быстрое выяснение и исправление проблемных моментов в работе лаборатории;
  6. Контроль работы процедурных медсестер, так как процедурный кабинет находится рядом с лабораторией.

Есть, конечно, минус для любой лаборатории. Это дороговизна оборудования и реактивов. Можно посчитать, экономично ли централизовать лаборатории. Допустим, в лаборатории стоит анализатор, выполняющий определенное количество анализов в час. В централизованную лабораторию купят более мощный прибор, производящий в час в 5 раз больше тестов, но он и стоить будет в 5 раз дороже.

Разница будет значительнее, так как аппаратуру выберут с дополнительными опциями (например, с автоматическим считыванием штрих-кода), фирму–производителя найдут «получше», к таким анализаторам подходят только «родные» расходные материалы и реактивы, добавим к этому новую информационную систему, операторов (инженера из фирмы-поставщика, одно посещение которого стоит больших денег).

К вышесказанному добавим расходы на повторные анализы (в результате транспортировки из одного ЛПУ в другое ЛПУ образцы могут быть не пригодны для исследования, например, гемолиз крови).

И где же экономия? Такие расходы ЛПУ вряд ли потянут, поэтому сократят количество исследований раз в 10 (что сейчас и происходит). Доступность лабораторной диагностики снизилась.

Огромное количество биоматериала в централизованной лаборатории — ещё одна проблема. Проходит много времени, пока материал примут и разберут, что тоже влияет на качество исследований.

Мы не противники централизации. Нужны специализированные учреждения, где можно обследовать пациента, к примеру, с генетическими болезнямии. Но зачем лишать ЛПУ своих клинико-диагностических лабораторий, на создание которых ушли годы — сделан ремонт помещений, приобретено оборудование, обучены кадры?

Особенно если медицинскому учреждению повезло со специалистами (а на момент централизации лабораторной службы в лаборатории АГКП № 1 специалистов, имеющих высшую категорию, было более 50%), и клиницисты доверяют своей лаборатории.

Оборудование из предыдущих лабораторий стоит мёртвым грузом. Узкоспециализированные профессионалы «переливают мочу», а поликлиникам оставили только срочные анализы. Десятки врачей уволены и остаются без работы, поскольку сокращение штатов — повсеместная практика.

По инициативе Минздрава эти люди потеряли работу. Из-за отвратительной политики оптимизации, запущенной Минздравом, медики не могут трудоустроиться на должности, соответствующие их квалификации. Естественно, за решением проблемы они обращаются в Минздрав.

И министерство присылает такие вот ответы врачу в самом расцвете лет, уволенному по сокращению.

Товарищ Карпунов, к чему весь этот официоз? Увольняли бы без выходного пособия!

От лица редакции можем порекомендовать абитуриентам бросать мысли о поступлении в СГМУ. Все эти мысли о помощи людям никому здесь не нужны. После 7-и лет обучения, после продолжительной работы за небольшую ставку или полставки начальство вас «оптимизирует», выгонит на мороз, а после кинет подачку в виде вакансии уборщика и скажет, что всё «по закону».

Государственные клинико‑диагностические лаборатории, выполняющие более 70% проводимых в стране исследований, эффективностью похвастаться, увы, не могут — оборудование ветшает, качество анализов падает, назначения задваиваются. Одним словом, экономика сегмента, финансируемого за счёт программ госгарантий, хуже некуда. Многие годы об этом твердят на всех уровнях.

И самое главное, что растёт стоимость анализов. Дополнительная закупка оборудования, транспортные расходы, обучение новых специалистов — всё это сказывается на пациентах.

Уважаемый министр здравоохранения Антон Карпунов, раз вы проводите оптимизацию, в том числе и кадровую, будьте любезны сначала создать инфраструктуру. Если сейчас это делать уже поздно, будьте любезны трудоустроить специалистов, иначе Архангельск продолжит терять врачей и людей, оставшихся без медицины.

Тем более, вы же заявляли, что оптимизация будет проведена без кадровых потерь. 14 сокращённых медиков — не потери?