Режиссер: Ники Каро

В ролях: Лю Ифэй, Донни Йен, Гон Ли, Джет Ли, Джейсон Скотт Ли

Премьера: 10 сентября 2020 года

По мнению продюссеров, ремейк мультфильма «Мулан» был обречен на успех. Оригинал «пропагандировал подчинение мужчинам», показывал плохих гуннов, еще и совершенно не зашел китайцам.

Дело в том, что Мулан из китайской легенды олицетворяла три женских послушания: послушная дочь, целомудренная жена и бессрочная вдова. Героиня сказания имела и все четыре женских добродетели: кроткость с мужем, достойные манеры, любовь к мужу и добродетель «Кунг-фу» (усердие в работе).

Белые варвары же сильно американизироавли Мулан из мультика, поэтому китайский прокат принес совсем скудные деньги.

В 2020-м году такие ошибки недопустимы. Фа Мулан стала еще более сильной женщиной, слово «гунны» заменили на «кочевники» (как будто это что-то меняет в идеологическом плане), а съемки проходили в Китае, с разрешения китайского правительства.

Работа над ошибками обернулась катастрофой. Еще до проката фильм призывали бойкотировать во всем мире, кроме Китая. Во-первых, актриса Лю Ифей еще год назад написала в китайскую социальную сеть Weibo «Я поддерживаю полицию Гонконга. Теперь вы можете меня избить». О, как это ударило по Диснею. Ходят слухи, что перенос премьеры связан именно с этим заявлением.

Второй кол в грудь фильма забила сама студия. Съемки проходили в провинции Синьцзянь — регионе, где, по данным СМИ и правозащитников, преследуют мусульман-уйгуров, задерживая их, отправляя в лагеря на «перевоспитание» и стерилизуя женщин.

И, казалось бы, сняли и сняли, не говорите никому. Но в титрах крупным шрифтом написано «Выражаем благодарность правительству Синьцзяня». Весь «цивилизованный» мир незамедлительно вышел на пикеты против «Диснея». Иными словами, раньше «Мулан» имел всю планету, кроме Китая, а теперь только Китай. С другой стороны, какой из этих рынков прибыльней — очень спорный вопрос.

Что касается самого фильма: ремейки «Диснея» с живыми актерами — отстой. Конец рецензии.

Если серьезно, то эта характеристика повторяется от фильма к фильму. Новый «Алладин»? Старый лучше. Новая «Красавица и чудовище»? Старая намного лучше. Новый «Король лев»? Ничем не отличается, но песни стали хуже.

Однако, похоже, что новый «Мулан» — это правда ремейк, а не покадровая пересъемка. Изменен состав героев, изменен сеттинг, даже посыл немного другой. Кстати, за отсутствие дракончика Мушу благодарите тех же китайцев. Такой ничтожный образ величественных драконов оскорбляет народ этой страны. А вот отсутствие песен оскорбляет автора рецензии.

«Мулан» в принципе — и это очень странно для блокбастера от мегакорпорации «Дисней» — отвратительно сделана на чисто техническом уровне. Здесь всё как в нафталиновом мюзикле с какого-нибудь «Голубого огонька»: фальшивое, неживое, пластмассовое — и это даже с учётом изначально сказочного сеттинга.

Дело тут и в заметно бутафорских театральных декорациях, и в совсем несимпатичной кинематографии, не скрывающей, а, напротив, подчёркивающей каждое слабое место фильма. Отдельное удовольствие при просмотре «Мулан» (а, возможно, и единственное удовольствие) — считать, сколько склеек понадобится фильму, чтобы показать одно простое действие.

Настолько немотивированный монтаж нигде не встречался, наверное, со времён «Женщины-кошки» с Холли Берри.

Такое ощущение, что съемку фильма просто скинули на китайцев. Дикий монтаж очень характерен для поднебесеного госкино. Есть фильм-пропаганда «1911» или «Падение последней империи» в российском прокате, с Джеки Чаном в главной роли. Из-за монтажа нереально уследить за сюжетом этого фильма. «Мулан» тоже смонтирован очень рвано. Для полного «счастья» не хватает только флэшбеков.

При этом ладно бы «Мулан» была просто прокитайской картиной — это можно было понять, это, в конце концов, не приговор. Что самое ужасное, фильм пытается подстроиться вообще под каждого зрителя и каждую культуру.

Таким образом фильм сразу воспринимается как исключительно коммерческий, алгоритмически просчитанный проект, который наверняка проверяли не одной и даже не десятью фокус-группами.

Поэтому, с одной стороны, тут существуют томные монологи о патриотизме, с другой — обязательное натужное упоминание патриархата в каждом разговоре (что вообще странно, учитывая, что оригинальная «Мулан» (мультик) и так была убедительной феминистической историей).

С одной стороны — индивидуализм и подчёркнутая субъектность героини-девушки, с другой — коммунистическая идея о коллективизме, прослеживающаяся во всех китайских блокбастерах. Поэтому друзья-солдаты Мулан в конце неожиданно, безо всяких на то причин оказываются не менее важными героями, чем она сама — и вмиг превращаются в элитный отряд, хотя до этого не показывали никаких признаков исключительности.

В который раз после окончания диснеевского проекта зритель остается с чувством поруганного детства. Зачем столько пропаганды в детской истории? Причем, у фильма не стоит задачи что-то донести, стоит задача подо что-то подстроиться, а от этого становится особенно неприятно.

Корпорация «Дисней» совершенно не соответствует своим героям. Похоже, желание прогнуться под изменчивый мир достигло своего апогея. Наконец-то нам наглядно показали, что усидеть на десятках стульев нереально.

Но, зная как сильно жадная мышь любит деньги, она вполне может послать остальной мир и сосредоточиться на Востоке. Даже, если Китай снова оскорбится, остается еще Индия.

В своей пиар-компании «Дисней» усиленно напирал на «реализм» и «историчность». Естественно, это не более, чем пустые слова. Если вы ищете близкую к реальной историю героини — так её уже сняли сами китайцы в 2009, «Hua Mulan» называется.

Александр Губкин

12+

Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».