Проблема свалилась неожиданно, и мало кто был к ней готов. О том, с какими трудностями и проблемами столкнулись наши педагоги, мы беседуем с председателем Архангельской межрегиональной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Александром Тороповым и его заместителем Ниной Плотниковой (на фото).

Как рассказали профсоюзные лидеры, за несколько месяцев работы в дистанционном формате было выявлено немало болевых точек. Архангельской межрегиональной организацией профсоюза работников образования в апреле и мае этого года были проведены массовые опросы учителей образовательных учреждений по проблемам, связанным с дистанционной работой. «Дистанционка — это, однозначно, был кошмар», — так можно охарактеризовать общее впечатление. А теперь давайте рассмотрим этот «кошмар» без эмоций и более предметно.

***

Первый мониторинг, который проводился в конце апреля, касался мнения учителей образовательных учреждений Архангельской области о трудностях и проблемах ведения образовательной деятельности в условиях удалённой работы с использованием дистанционных технологий обучения. Как рассказал Александр Торопов, были опрошены 2 906 учителей из всех 25 муниципальных образований Архангельской области. Напомним, что опрос проводился только в тех учреждениях, где есть первичные профсоюзные организации. Каковы результаты? Они, по словам профсоюзных лидеров, оказались более оптимистичными, чем это первоначально представлялось при переходе школ на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции.

Опрос показал, что более 50% опрошенных учителей, работающих в 5-11 классах, и ранее использовали дистанционные технологии в своей работе. Это достаточно большая цифра, хотя в целом по России, по итогам общероссийского опроса, этот показатель больше — около 64%. Если говорить в региональном разрезе, то онлайн-ресурсы во время удалённой работы наиболее активно использовали учителя Северодвинска (65%), Архангельска (60%), Новодвинска (59,7%), Котласа (58,3%), Котласского (67,1%), Вилегодского (60%) и Холмогорского (58,1%) районов. Но, конечно же, не обошлось и без трудностей. Вот какие основные причины затруднений называют сами педагоги:

Как видим, проблемы идут с двух сторон: многие учителя не готовы и методически, и технически к онлайн-обучению. Так, для проведения онлайн-занятий школьной компьютерной техникой воспользовались только 23% учителей. А имеющееся у них личное оборудование не позволяло эффективно организовать дистанционный образовательный процесс.

Одновременно большинство учеников так же не имеют технических возможностей учиться удалённо. Даже если в семье есть один компьютер, то на него, как правило, претендуют все члены семьи, что, естественно, затрудняет обучение в онлайн-режиме. В частности, в целом только 11% учеников имели дома полный перечень необходимых устройств для выполнения домашних заданий на онлайн-платформах. Особенно плохо в этом плане обстоят дела в Верхнетоемском, Ленском, Холмогорском, Шенкурском, Няндомском, Вельском, Каргопольском, Коношском и Устьянском районах, а также в Коряжме, где только 3%-7% учащихся были оснащены техникой. 

Кроме того, мониторинг показал, что у 70% учителей в классах были дети, совсем не имеющие дома доступа к интернету. Поэтому педагогам приходилось объяснять новый материал, давать домашние задания и проверять их либо по телефону, либо передавать материалы через родителей. Естественно, это привело к большой перегрузке учителей и значительным переработкам по сравнению с установленной продолжительностью рабочего времени (до 18 и более часов в день, без выходных). Так, 93% опрошенных учителей подтвердили, что учебная нагрузка на них существенно увеличилась. Отдельно стоит остановиться на учебной нагрузке на детей. По мнению 75% учителей, опрошенных в Архангельской области, учебная нагрузка на детей выросла.

Учебная нагрузка на детей в период распространения коронавирусной инфекции (по мнению учителей):

При этом 68% опрошенных педагогов планируют и дальше в своей образовательной деятельности использовать онлайн-ресурсы. Этот показатель даже больше общероссийского, который составляет 47%. Тем не менее, 9,5% опрошенных в Архангельской области учителей разочарованы и пока не готовы использовать онлайн-ресурсы в своей работе.

Планируете ли вы в дальнейшем использовать онлайн-ресурсы в своей образовательной деятельности?

Если же говорить не сухим языком цифр, а более развёрнуто, то вопросов у педагогов по ходу дистанционной работы накопилась масса. В областном профсоюзе образования весь период ограничительных мер, связанных с коронавирусом, круглосуточно работала горячая линия и проводились консультации членов профсоюза в группе ВКонтакте. И вот о чём в плане организации учебного процесса чаще всего говорили педагоги.

Скорость интернета — это общая проблема для большинства муниципальных образований Архангельской области. Только в крупных городах эта скорость была достаточной для корректной работы в онлайн-режиме. При этом часто не выдерживали возросшую нагрузку и постоянно зависали и образовательные платформы, на которых велись занятия. Особенно сложно пришлось ученикам начальных классов, которые без помощи родителей не могут самостоятельно работать в онлайн-режиме. Но и у старшеклассников было мало шансов получить родительскую поддержку, ведь даже желание помочь своему ребёнку в освоении учебного материала не позволяет многим родителям сделать это из-за отсутствия необходимых знаний и навыков. Хотя были и противоположные случаи, когда сами родители выполняли домашние задания вместо своих детей. 

Практически всем не хватало и полноценной обратной связи ученик-учитель, особенно по дисциплинам гуманитарного цикла, когда необходимо рассуждать, а не писать готовые ответы на компьютере. При этом качественные образовательные платформы отсутствуют по таким предметам, как история и обществознание, биология, химия, экономика, астрономия, черчение, французский язык и др. Кроме того, по многим дисциплинам вообще невозможно было заниматься дистанционно — рисование, музыка, физкультура, технология.

Проверка домашний заданий для учителей вообще зачастую превращалась в хаос и занимала гораздо больше времени, чем прежде. Так, в зависимости от технических возможностей учеников, выполненные домашние задания отправлялись по электронной почте, сообщениями ВКонтакте, в различных мессенджерах или просто в виде фотоснимков плохого качества, присланных на телефон. При этом детям было сложно организовать себя на самостоятельную работу, и домашние задания либо не делались, либо делались с опозданием. Поэтому учителям приходилось по несколько раз в день обзванивать родителей учеников.

Отдельный вопрос — охрана труда педагогов, работающих в дистанционном режиме из дома. На сегодня эта сфера вообще является белым пятном в отрасли образования…

«Таким образом, — подводит итог Александр Торопов, — большинство учителей в ходе мониторинга сделали вывод, что практически все участники учебно-воспитательного процесса оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение. По мнению профсоюзных лидеров, которое совпадает с мнением самих учителей, дистанционное обучение возможно лишь как непродолжительная и вынужденная мера, но ни в коем случае её нельзя использовать как постоянную форму обучения».