Прекрасные пляжи, мягкая погода, хороший чай и богатое культурное наследие — вот с чем ассоциируется Шри-Ланка. На сегодняшний день там имеется один производитель пассажирских автомобилей под названием Micro Cars, производящий машины по лицензии других брендов, таких как Ssangyong и Geely. Об этом пишет сайт «Кузов.Info».
Эта компания практически не выходит за пределы границ Шри-Ланки, однако второе автомобильное предприятие страны может стать более глобальным. Компания называется Vega Innovations. Она является стартапом, входящим в состав CodeGen International. Организация базируется в самом центре Шри-Ланки, в городе Коломбо. Основанная в декабре 2013 года доктором Харшей Субасингхе (Harsha Subasinghe), генеральным директором CodeGen International, а также доктором Бешан Кулапала (Beshan Kulapala).
В 2015 году появилась новость о том, что она работает над своим первым легковым автомобилем — 900-сильным электрическим суперкаром Vega EVX.
Электромобиль Vega EVX
Это детище предпринимателя в области технологий Харши Субасингхе (Harsha Subasinghe), исполнительного директора CodeGen, разработчика программного обеспечения для индустрии туризма и путешествий. Харша вложил более 500 тысяч долларов в первоначальные затраты на разработку, чтобы эта идея воплотилась. Руководителем проекта является Бешан Кулапала (Beshan Kulapala), специалист электротехники, который 13 лет проработал в Intel.
Двухдверное купе Vega EVX попадает в категорию суперкаров, разгоняясь от 0 до 100 км в час за 3,1‑секунды.
По сравнению с другими производителями электромобилей в мире, работа над проектом началась с небольшими инвестициями. В отличие от большинства других электромобилей, разработчики Vega EVX решили сделать всю электронику сами с нуля. Это заняло много времени, а на проект потрачено уже более 1 млн долларов.
Построен не просто прототип, а полноценная технология. Большинство других автомобильных компаний, даже Tesla, при производстве своих автомобилей покупают компоненты у других производителей.
Создатели электрокупе подчёркивают, что когда они начинали, то набрали людей, которые только что закончили местные университеты. Компания очень гордится тем, что начинала действительно с нуля. Сейчас в Vega Innovations работает команда из 45 инженеров, специализирующихся на электротехнике, электронике, машиностроении, материалах. Кроме того, есть несколько дизайнеров. Vega EVX должна была быть представлена на автосалоне в Женеве в марте 2020 года, однако в с пандемией автомобиль был представлен в прямом эфире.
Цель создания супер кара Vega EVX
Спортивный автомобиль Vega планировался не только как авто для острых ощущений, но и как демонстрация способности местных инженеров развивать передовые транспортные технологии. Компания хотела, чтобы люди поверили в то, что такой сложный инженерный проект, как суперкар, может реализоваться в Шри-Ланке.
В этой стране есть очень хорошие инженеры, но в прошлом всегда было ограничение заниматься разработкой инновационных продуктов из страха проиграть или быть высмеянными.
Субасингхе объяснил, что он взялся за эту задачу от имени молодого поколения Шри-Ланки, которому не хватает местных высокотехнологичных автомобилей: «Мы готовы сделать что-то новое для нашей страны. Я уверен, что это будет продукт, которым смогут гордиться все жители Шри-Ланки». Талантливым землякам предлагается присоединиться к Vega как в качестве сотрудников, так и в качестве волонтёров.
Технические характеристики
Производственная версия Vega EVX будет иметь длину 4,53 м, ширину 1,97 м, высоту 1,22 м и колёсную базу 2,85 м. Ёмкость багажника составляет 260 л, а снаряжённая масса 2090 кг, из которых 480 кг приходится на батарею.
Vega EVX оснащён двумя электромоторами мощностью 300 кВт (402 л. с.) каждый, расположенными на передней и задней осях, что обеспечивает ему полный привод и даёт суммарную мощность 600 кВт (804 л. с.) и 760 Нм максимального крутящего момента.
Ускорение 0- 100 км/ч за 3,1 секунды. Максимальная скорость до 250 км/ч.
Дальность поездки на одном заряде батареи составляет 300 км.
Аккумуляторная батарея
Аккумулятор будет иметь 500V и 600А. ёмкость литий-ионной батареи в настоящее время составляет 55 кВт/ч. Компания упоминает, что электромобиль будет проезжать расстоянии 240–300 км на одном заряде батареи. Далее должна появиться аккумуляторная батарея 130 кВт/ч, что увеличит дальность поездки. Сейчас большинство производителей электромобилей размещают батарею под полом, чтобы опустить центр тяжести. Vega пока не следует такой конфигурации.
Автопилот
Инженеры Vega также занимаются разработкой автономной навигации на основе искусственного интеллекта. По их словам, они продвинулись достаточно далеко. Делать программное обеспечение для автономной навигации является довольно сложной задачей, однако в данный момент успешно применяются системы автоматического обнаружения пешеходов, обнаружение дорожно-транспортных происшествий и планирование маршрута.
Дизайн и конструкция кузова
Кузов двухместного купе состоит из стального трубчатого каркаса, на который крепятся углепластиковые панели.
Дизайн нового спорткара из Шри-Ланки в значительной степени повторяет итальянские авто. Похоже, что дизайнеры Vega посмотрели на все суперкары на рынке и скомпоновали всё вместе, чтобы сделать этот великолепный автомобиль. С одного угла он выглядит как «Ferrari», с другого — как «Lamborghini», а иногда как «Tesla Rodster».
Боковой вид несколько напоминает английские спортивные мини-автомобили серии «Noble M600», а линия крыши спроектирована полностью самостоятельно. Сзади большой изюминкой является изогнутая световая полоса с поразительной графикой, которая привлекает всеобщее внимание, особенно ночью. Она немного напоминает нынешнюю дизайнерскую линию от «Aston Martin», но ещё более изогнутую и длинную. Двери открываются вертикально.
Сравнение с Тесла
VEGA EVX можно сравнить с Tesla Roadster 2020, так как оба автомобиля имеют похожий спортивный вид и являются электромобилями. Однако прямое сравнение едва ли справедливо. Тесла — многомиллиардная компания. Они планируют делать 1000 Родстеров в год. VEGA EVX пока является лишь прототипом для поиска инвесторов.
Второе поколение Tesla Roadster представляет собой 4‑х местное купе. VEGA EVX — двухместное купе. Tesla Roadster 2020 разгоняется от 0 до 100 км/ч за 1,9 секунды. У VEGA EVX разгон от 0 до 100 км/ч равен 3.1 секунды. Максимальная скорость Tesla Roadster — более 400 км в час. Заявленная скорость купе из Шри-Ланки равняется 250 км в час.
Tesla Roadster будет проезжать ошеломляющие 620 миль (997 км) на одной зарядке. VEGA EVX сможет проехать 300 км, но на ближайшее будущее намечено увеличение ёмкости батареи в 2 раза, что, возможно, увеличит дальность езды до 600 км, что всё равно меньше, чем у Тесла.
Мощность VEGA EVX заявлена в 804 л. с. Тесла не указывает мощность в лошадиных силах. Возможно, она составляет около 1000–1400 л. с., исходя из теоретических расчётов. Крутящий момент колёс Tesla Roadster равен 10000 Нм, который предоставляет Тесла в описании. Однако это не то же самое, что крутящий момент двигателя, который указывают все остальные производители, поэтому сравнение будет неправильным.
Ожидается, что в качестве базовой цены Tesla Roadster будет продаваться за 200 тысяч долларов. Специальная модель «Founders Series» будет стоить 250 тысяч. $ Стоимость электрокупе из Шри-Ланки равняется 250 000 $. Как можно увидеть из сравнения технических данных, VEGA EVX во многом уступает Тесла при такой же цене. Но это пока что лишь прототип, поэтому всё может измениться.
Почему такая цена?
250 тысяч долларов — слишком много для автомобиля, сделанного малоизвестной компанией, учитывая, что на рынке есть много электромобилей по той же цене, а иногда и дешевле. С другой стороны, этот автомобиль поступит в массовое производство где-то в 2022 году, и цена может измениться.
Сама компания объясняет немалую стоимость следующей причиной: когда они начинали создание спорткара, у них было убеждение, что в Шри-Ланке можно изготавливать всё дешевле. Однако выяснилось, что это не так.
Местная налоговая политика, малые объёмы производства и производственные мощности в Шри-Ланке не направлены на это. Поэтому компания собирается искать пути удешевления производства. И, к сожалению, стоимость электромобиля Vega пока не является главным конкурентным преимуществом.
Продажи и конкуренция
Как упоминалось ранее, Vega Innovations является небольшой стартап компанией, которых сейчас становится всё больше. Конкуренция с крупными производителями является одним из самых больших вызовов для неё. В конкурентной борьбе руководство ставит на первое место качество, потом особенности и уникальные характеристики, а после — ценообразование.
В Европе новая модель, скорее всего, не будет популярна, даже если дизайн окажется очень успешным и никто не заподозрит, что этот автомобиль родом из страны, в которой серийный автомобиль ещё никогда не производили. Растущий высший класс в странах Южной и Юго-Восточной Азии всё больше хочет отечественной продукции вместо того, чтобы покупать дорогие европейские и американские продукты. Таким образом, Vega EVX ориентируется в первую очередь на такие страны, как Индия, при условии уменьшения стоимости.
Производство
Каков же план компании Vega? Собираются ли они продавать машину как лимитированную модель?
Руководство проекта приводит в пример «Rimac» из Хорватии. Они построили один из самых быстрых суперкаров, красивый автомобиль с большим количеством технологий, и сейчас сосредоточились на строительстве недорогих транспортных средств для массового потребителя. Кроме того, они предоставляют технологии некоторым из крупных автомобильных компаний, таких как «Porsche», «Jaguar» и «Land Rover». Что-то подобно планирует и Vega.
Руководство Vega Innovations поговорило с несколькими зарубежными компаниями, пытаясь выяснить, какие у них есть устремления и как можно сотрудничать вместе. Теперь у них есть партнёрство с японцами для разработки небольшого электромобиля параллельно с VEGA EVX Supercar. Таким образом, процесс производства этого небольшого авто начнётся в ближайшее время.
Что касается электромобиля Vega EVX, то после того, как коммерческая модель будет готова, в год планируется продавать всего 40–50 автомобилей, чтобы сохранить эксклюзивность.
Начало производства ожидается в 2022 году.
К чему вообще всё это?
Казалось бы, при чём здесь небольшая страна, которая совершила поистине чудо и построила суперсовременный автомобиль, готовый бросить вызов гигантам мировой индустрии, и Россия?
Действительно, среднестатистический россиянин вряд ли знает о том, что вообще представляет из себя Шри-Ланка. Ну да, где-то что-то да слышал. Ах, это Цейлон, остров такой, да? Там ещё чай делают?
Угу. И всё, собственно.
Шри-Ланка является страной третьего мира, можно даже сказать, что и четвёртого. Никаких великих достижений или свершений никогда не снискавшая. Но почему страна, в которой 10 лет назад была война, которую в 2004 году едва не смыло гигантское цунами, может позволить себе построить такое поистине чудо техники?
Смеем заверить, что Илон Макс одобрительно кивает головой, ведь здоровая конкуренция — верный шаг на пути к прогрессу.
А что у нас?
А у нас в России, в стране, обладающей всеми возможными ресурсами и богатствами, по-прежнему эти самые ресурсы и богатства тратятся непонятно на что. Отечественные технологии настолько зашли в тупик, что никакие реанимации в Сколково их уже не спасут. Миллиарды рублей вбухиваются на неведомые проекты, анонсы, исследования, но дальше разговоров дело почему-то нигде не движется, а потом все инновации остаются лишь на бумаге.
Кто-нибудь вообще помнит, что проектировался некий ё-мобиль? Что стало с этим проектом, думается, в объяснении не нуждается.
А в то же самое время маленькая страна на далёком острове в Индийском океане, площадью в 10 раз меньше Архангельской области (которая может разродиться только лишь нафиг никому не нужной Маргаритинской ярмаркой), страна без каких-либо богатых природных ресурсов, окружённая джунглями, где каждый третий день — праздник, смогла создать потрясающий и суперсовременный автомобиль.
Кажется, нам есть куда и к чему стремиться. И, как выяснилось сейчас, не только в культуре и поведении.
Все фото автомобиля Vega Evx взяты с сайта «Кузов.Info»