Как сообщает «Крымское информационное агенство», в Совете министров Республики Крым 27 августа прошёл круглый стол «Без срока давности — живая память поколений». В ходе мероприятия участники обсудили историю подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, историю военных преступлений нацистов и их пособников против мирных жителей, противодействие попыткам искажения исторических фактов об истории войны.
— В этом году мы празднуем 75 лет со дня окончания разрушительной, страшной и затронувшей каждую семью войны 1941–1945 годов. Победа далась нам ценой миллионов жизней. Каждый из нас должен чтить память предков, которые сражались за светлое будущее нашей родины. Молодое поколение должно продолжить сложившуюся традицию уважения к истории своей страны. Интерес к подвигу наших великих предков должен быть сопровождён недопущением фальсификации исторических событий. Мы приложим все силы, чтобы не допустить искажения истории. В настоящее время это является ключевой задачей научного и образовательного сообщества, — сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Он напомнил, что в 2019–2020 гг. Министерство просвещения РФ провело Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», в рамках которого школьники «дали свою оценку такому чудовищному явлению, как нацизм».
Участником круглого стола стал председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов:
— Считаю тему обсуждения и подобные мероприятия очень важными. Много лет уделяем больше внимание истории войны, сохранению памяти. Хочу напомнить, что Крымская весна и референдум начинались с антифашистской митингов…
Мы должны осознавать, что если мы в какой-то момент отступимся или нам покажется, что это не так важно, что проблемы текущего дня намного важнее, то нас ждёт неминуемое поражение. Наша сила в памяти, — отметил он.
Мероприятие прошло в четыре сессии. В рамках первой сессии участники круглого стола обсудили опыт реализации проекта «Без срока давности». Затем педагоги школ и вузов поделились своим мнением об освещении подвига советского народа и памяти жертв геноцида нацистов в образовательных программах и учебниках. Кроме того, были затронуты тема педагогического добровольческого движения в России и единого исторического пространства «Россия и Крым».
***
Своим мнением о проблемах фальсификации истории поделились преподаватели истории САФУ Руслан Пересадило и Герман Рогозин.
— Когда появилась проблема фальсификация истории?
Руслан Пересадило (ст. преподаватель кафедры всеобщей истории ВШСГНиМК, САФУ):
— Вопрос, когда начали фальсифицировать историю, сродни вопросу «А когда начали подделывать деньги?». Ответ очевиден в обоих случаях — вместе с появлением объекта подделки.
Решающим стало появление важного признака цивилизации — государства.
Дело в том, что в догосударственный период история и миф, по сути, совпадали, и проблема фальсификации не стояла: в мифологии правдой считается то, во что сейчас человек верит. Совсем другая ситуация в государственной политике, где любое действие (или противодействие) обречено на провал без идеологического обоснования.
Древнейшими целями такой политики могли быть оправдание утверждение династии, претензии на территории, доказательство большей древности, автохтонности того или иного народа, отсутствия или наличия иностранного фактора и многое другое.
На современном этапе, в эпоху коммерциализации всего на свете, производство «истинной» истории или «открытие» скрываемой по причине заговора со стороны становится банальным способом обогащения. Посмотрев на ценники книги, несложно догадаться об истинных задачах «новой хронологии» или другого квазинаучного бреда. В условиях масштабного информационного потока и идеологического кризиса пилюли, лишённые науки, но доступные лицам даже с неполным средним образованиям, оказались массово востребованными.
С другой стороны, постоянно шла борьба с фальсификациями истории.
В Древней Греции Геродот (V в. до Р.Х.) призвал отделить историю от мифов, за что и был прозван отцом истории. В средние века самым известным борцом с фальсификацией истории считается итальянец Лоренцо Вала, в XV решившийся усомниться в «Константиновом Даре».
Впервые историк провёл источниковедческий анализ документа в современном смысле слова и доказал, что время создания источника было сознательно искажено. Поэтому проблема борьбы с фальсификацией истории возникла не в наши дни.
Герман Рагозин (к.и.н., ст. преподаватель кафедры всеобщей истории ВШСГНиМК, САФУ):
— Фальсификация и мифологизация истории остаются в ходу на протяжении всего существования письменной истории человечества. Создание исторических мифов, использование подложных исторических источников или их создание можно найти во все эпохи истории России и мира. Как таковой исторический миф можно отследить в любой культуре, исторической традиции или исторической памяти.
Миф может преследовать как конструктивные, так и негативные цели. В случае с последними — создание подложной картины исторического прошлого.
— Каковы, по-вашему, мотивы фальсификаторов истории и какие события чаще всего подвергаются искажению?
Руслан Пересадило:
— Мощным фактором в фальсификации современной истории стали международные отношения. Яркий пример — II мировая война.
В годы Великой Отечественной войны русские и украинцы были даже не союзниками, а по сути одним народом, ценой огромных жертв победившим нацизм. Однако если мы возьмём современные школьные учебники по истории России и Украины, то сложится впечатление, что речь идёт о двух разных войнах.
Подтасовка фактов, замалчивание или, наоборот, тенденциозная трактовка каких-либо событий характерна для политических сил всего современного спектра без исключения. Задача вполне очевидна — превратить историю в служанку сиюминутных политических решений. Учитывая довольно средний культурный уровень заказчиков, вся эта эквилибристика историческими фактами выглядит очень ущербно, но часто эффективно работает.
Герман Рагозин:
— Мотивами фальсификаторов могут являться конкретные политические изменения: удовлетворение территориальных претензий, дискредитация страны-конкурента или политических лидеров, формирование общественного мнения в пользу геополитических мероприятий своей страны против реального или мнимого оппонента, оправдание начала военных действий.
Чаще всего под искажение попадают события, связанные с военной историей: отношения вооруженных сил противника и населения на оккупированной территории, политики и практики геноцида и иного антигуманного поведения — самые распространенные примеры. Однако действия фальсификаторов не ограничиваются историей войн: под их прицелом остаются история внешней политики, история межнациональных отношений и этнополитики, проблемные вопросы отношений государства и общества.
— Какие меры должно предпринимать государство по противодействию фальсификациям?
Герман Рагозин:
— Государственная политика по противостоянию фальсификациям предстает разнообразием примеров, как правовых, так и со стороны академического сообщества и общества в целом. Привлечение к уголовной ответственности лиц, признанных виновными в реабилитации преступных практик тоталитарных режимов является одним из самых распространенных юридических методов. Что же касается сообщества, то противодействие фальсификациям возможно путём публикации исторических документов, популяризаторской работы исследователей по проблемным вопросам, работы международных комиссий историков по проблемным вопросам.
Руслан Пересадило:
— В 2009–2012 годах действовала Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России комиссия при президенте Российской Федерации. Отдельный вопрос об эффективности деятельности комиссии, но нужно принять объективный исторический факт — большую часть своего существования человечество мыслило мифологически (это и не плохо, и не хорошо, это объективная реальность).
— Какова роль исторического образования в противодействии фальсификациям истории?
Руслан Пересадило:
— Рационализм с критическим отношением к себе и окружающему миру. Это относительно недавнее изобретение — не ранее эпохи Ренессанса. Поэтому ключевым здесь становится историческое образование, начиная со школы, и продолжаться которое должно всю жизнь.
Образование должно включать в себя навыки критического мышления, умение находить информацию, сравнивать разные мнения таким образом, чтобы история не разделялась на нужную и нежелательную, а давала социальный опыт для будущего развития. Такое возможно только в рамках очеловечивания образования, а не натаскивания на баллы к ЕГЭ. И это относится не только к истории.
Без спасения образования никакая самая высокая комиссия не научит человека не лечить рак лопухами, не покупать пустышки финансовых пирамидок и не становиться религиозным адептом очередного пророка-ютьюбера, вещающего об «украденной» русской истории.
Герман Рагозин:
— Историческое образование и историческая наука делают значительную работу по противодействию фальсификациям.
Образовательное сообщество должно не допустить фальсификации истории, в настоящее время это ключевая задача, о чём заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на круглом столе «Без срока давности — живая память поколений», организованном в рамках международного общественного проекта «Без срока давности: трагедия мирного населения в годы Великой Отечественной войны» в Симферополе 27 августа 2020 года.
Обучение истории в школе и критика фальсификаций должны опираться на наработки исследователей и методистов. Благодаря этому они будут работать на твёрдой почве.
Фото преподавателей САФУ с официального сайта Университета