Режиссер: Салли Поттер.

В ролях: Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Сальма Хайек, Бранка Катич, Лора Линни.

Премьера: 28 апреля 2020 года.


По словам прессы, новый фильм британки Салли Поттер «Неизбранные дороги» безжалостно разгромили на прошедшем Берлинском кинофестивале. По удачному. Провал Поттер воспринимается особенно обидно потому, что это очень личное для нее кино.

В интервью постановщица много рассказывала, как заботилась о брате с деменцией в последние годы его жизни. Кроме того, скромная и не заходящая на территорию научной фантастики история о параллельных жизнях могла стать фундаментом чего-то выдающегося, попади она в руки талантливого сценариста.

Главная проблема «Неизбранных дорог» сводится к тому, что многие зрители попросту не могут осознать значение эпитета «неизбранные» в названии. В фильме есть две параллельные истории, демонстрирующие Лео, который в определенный момент выбрал другую жизнь: в первой он не уехал из Мексики в США после школы, оставшись со своей школьной любовью по имени Долорес.

Во второй — бросил семью ради отпуска в Греции, где он мог закончить важный для него роман. Часть зрителей после просмотра будет убеждена, что это воспоминания героя, — так, например, защитники фильма и сейчас думают, что это история о запертом в стареющем теле человеке, у которого осталась возможность свободно путешествовать по закоулкам памяти.

Их сложно в этом винить, потому что сама Поттер не объясняет замысел тройного нарратива — скорее парой реплик опровергает то, что параллельные истории могут быть воспоминаниями Лео.

Выход один — внимательно читать официальный синопсис фильма.

Другими словами, Поттер своими недосказанностями просто лишила зрителя возможности выстроить четкую линию сюжета. Получился пазл, где сознательно выкинули несколько деталей.

И ладно бы итоговый результат оправдывал непроработанную механику, но из-за личного характера истории общий посыл фильма сводится к череде гуманистических банальностей, которые Поттер хочет донести до мира.

Молли, дочь героя, в течение всей больничной драмы спорит с людьми, которые ведут себя так, будто Лео нет в комнате (отличный эпизод с бывшей женой Лео), а в ответ на продолжительную борьбу и готовность пожертвовать любимой работой получает от отца трогательное признания в любви.

В этих эпизодах видно, с какой отдачей играют Хавьер Бардем и Эль Фаннинг — актеры, которые работают интуитивно и добиваются большего результата присутствием в кадре, а не очередной слабой репликой.

Актерские подвиги — это, возможно, и вовсе единственное, что можно отметить в фильме Поттер, который вполне можно считать низшей точкой ее карьеры сценаристки.

Сразу три истории состоят из сентиментальных фраз, наборов клише о трудностях жизни людей с деменцией (они все забывают, могут покалечить себя или куда-нибудь сбежать, в лучшем случае помочиться в штаны) или простых ассоциативных монтажных переходов между историями (закрыл глаза в одной жизни — открыл в другой).

Впрочем, даже это меркнет на фоне сюжета в Греции, когда Лео объясняет замысел романа про мужчину, который размышляет, какой была бы его жизнь, выбери он «другие дороги». Нужно постараться, чтобы так лениво и вслух проговорить главную идею фильма.

Работа Поттер не даёт нового взгляда ни на раскалывающиеся семейные отношения, ни на проблему памяти. Однако эта универсальная сюжетная линия из драм с «Россия 1» делает картину вполне доступной и простой. Никакого заигрывания с фестивальными стандартами — исключительно заурядная история о любви, памяти и прочих грустных вещах.

Смотреть этот фильм стоит, если за период карантина не осталось совсем ничего нового, а старое уже посмотрено дважды.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».