Режиссер: Карим Айнос.

В ролях: Жулия Стоклер, Кэрол Дуарте, Фернанда Монтенегро, Антонио Фонсека, Грегорио Дювивье.

Премьера: 5 марта 2020 года.


«Невидимая жизнь Эвридики» начинается с бессмысленного для повествования, но важного для понимания фильма пролога, в котором сестры Гида и Эвридика теряются в тропическом лесу — они долго ходят вокруг да около и громко кричат имена, чтобы наконец найтись.

Оставшийся хронометраж героини продолжат заниматься тем же самым — бесцельно бродить по Рио и искать друг друга, однако в этот раз их разлучит не случай, а пренебрежительное отношение мужчин и потакающих им женщин.

Фильм охватывает временной промежуток в полвека и длится более двух часов. Картина бразильца Карима Айнуза победила в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и была названа одним из главных профеминистских фильмов прошлого года.

В этом, конечно, есть доля правды, однако Айнуз добился этого не столько своими усилиями, сколько подражанием выдающимся фильмам: критики считают, что портреты героинь списаны с «Ванды» Барбары Лоден и «Женщины под влиянием» Джона Кассаветиса, сцены с пианино — из «Пианино» Джейн Кэмпион, эпистолярные вставки с письмами Гиды — из «Новостей из дома» Шанталь Акерман.

Допустим, подражание — не минус фильма, но это многое говорит об Айнузе как об умелом ремесленнике, а не истинном творце.

Первые два часа «Невидимой жизни Эвридики» действительно восхищают и закрепляют за фильмом громкий статус важной профеминистской истории: это практически образцовая смесь трагедии и мелодрамы про двух женщин, которые не смогли реализовать себя в патриархальном обществе середины XX века.

Режиссер попытался воссоздать эпоху в деталях, но дальше аккуратных ретро-автомобилей и громоздкого нижнего белья дело не зашло. Фильм подчеркнуто снят на зернистую пленку; есть множество драматичных сцен, демонстрирующих сексизм и отношение мужчин к мечтам и целям женщин, которые нужны им только для секса и продолжения рода.

Есть даже цветовая драматургия, а главное — по-литературному детально прописанные героини, чьи истории как будто искусственно вписаны в сюжет.

Режиссер строит кадр на зеркальных отражениях — благодаря этому решению кульминационная сцена в ресторане, где героини едва не встречаются, становится намного эмоциональнее.

Жаль, но фильм портит удручающий эпилог, который переносит действие в современную Бразилию. Это такая нелепая попытка порадовать зрителя и закончить историю на веселой ноте после двухчасовой демонстрации всех ужасов жизни в патриархальном обществе: виновные не наказаны, правда не раскрыта, зато героиням дают шанс на долгожданное «воссоединение» в лучших традициях передачи «Жди меня». Так нагло зрительские слезы не клянчит даже студия Pixar.

Несмотря на категорический феминизм повествования, где почти все мужчины представлены гнилыми мразями, несправедливой долей девушек трудно не проникнуться.

Это красиво сконструированная история в эпистолярном жанре, где есть место напряженным моментам, сильным образам, нечеловеческой подлости и вечной сестринской любви.

Меланхоличный артхаус Айнуза вытягивает немало жизненных сил из зрителя, но награждает его положительным финалом, от которого легче не становится. Наоборот, хочется бросить все силы на борьбу с патриархатом, поскольку сюжетные линии мужчин не ведут ни к чему.

Даже сцену первой брачной ночи оператор снял таким образом, что хочется вступиться за героиню. Настолько чернушно-поэтичным получилось кино.

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестеозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».