Забегая вперёд, скажем, что тезисы Самодова применимы не только к театрам, но и к кинотеатрам и авиаперевозкам, к посещению церквей, кабаков, ресторанов, пляжей и так далее.

Актуально в связи с тем, что страна ждёт окончания жестких мер. Вот-вот скоро откроется всё или почти всё, полетят самолёты.

А что нас ждёт…

На смену карантинному порядку придёт масочно-перчаточный, шахматно-шашечный порядок. И если насчёт масок-перчаток аргументов шибко нет, то вот рассаживание людей в самолётах, залах театров-кинотеатров в шахматно-шашечном порядке вызывает вопросы — не слишком ли потребнадзор увлёкся творчеством?

Вопрос не праздный. Ведь рассадка по такой схеме приведёт к удорожанию всего — авиабилеты эконом-класса будут равняться по стоимости бизнес-классу, а в театры-рестораны народ пойдёт разве что выругаться по поводу цен.

Авиаперевозчики, к слову, уже выступили против. Рестораторы многие говорят, что проще будет не открываться, деятели культуры тоже в шоке.

Поскольку Панов снова при дворе и при статусе, то говорить что-либо крамольное не может. Чтобы Панов заговорил, его снова надо в подполье загнать.

Всякие директора хоров и музейщики страсть как боятся вообще рот открывать.

Короче, за всех слово молвил мистер Самодов. Ему терять нечего, у него кроме должности директора театра есть позывы к барбершопству.

Итак, своё мнение театральный деятель Самодов высказал в Фейсбуке. В этот раз он был на редкость убедителен, правдив и прост, — далее цитата:

— Проверка идеи шахматной рассадки зрителей в театре (чётный ряд — нечётные места, нечётный ряд — чётные места) методом «Вопросов 7-летнего ребёнка» или «Эти милые глупые вопросы»:

1. Если в театр приходит компания (2-4 человека), друзей или подруг, которые решили вместе выбраться в театр, то они в любом случае уже нарушат социальную дистанцию при встрече, пока вместе добираются до театра, собираются в холле, приветствуют друг друга и общаются перед спектаклем и в антракте. Следовательно, спасёт ли их шахматная рассадка в случае передачи инфекции?

2. Если в театр приходит семья (супруги, возможно, с детьми), то они ежедневно нарушают социальную дистанцию, просто проживая в одной квартире. Если у кого-то из них есть любая инфекция, они уже достаточно её передали друг другу, если, конечно, не сидят в шахматном порядке за кухонным столом или на диване, смотря телевизор.

3. Компания зрителей купила билеты в театр в шахматном порядке, но сели вместе, да ещё когда уже вовсю идёт спектакль. Капельдинер, пытающийся увещевать и рассадить зрителей, — это мизансцена идущего спектакля или импровизированный перформанс? Или зритель решил пересесть с галерки поближе в партер («О, сколько свободных мест: куплю-ка я самые дешёвые места, а сяду на места подороже, ну и что, что нельзя, на них же никто не сидит»). Какие действия капельдинера не будут считаться превышением своих полномочий?

4. Зрителю захотелось выйти в туалет во время спектакля или вообще, негодуя, уйти со словами «Вот в наше время был театра, а это что?! И за это ещё приходится платить?!». Или «Зачем ждать конца спектакля, я уже всё знаю, аплодировать не буду, зато плащ в гардеробе получу первым/ой и без очереди». Ему придётся пройти со своего места вдоль ряда, нарушая социальную дистанцию по отношению к остальным зрителям. Или зрители уже сидят по бокам, но приходит ещё один зритель, чьё место в центре: аналогично — путь к своему месту, указанному в честно приобретённом билете, лежит через нарушение социальной дистанции.

5. В параллельной и перпендикулярной плоскости обеспечили социальную дистанцию. Лишены ли вирусы способности распространяться по диагонали?

6. Артисты на сцене тоже должны играть, располагаясь на 1,5 метра друг от друга?

В общем, поймите правильно, это всего-лишь смешные детские вопросы, не более. Любой театр исполнит все меры безопасности, предписанные распоряжением. Любой театр заботиться о безопасности и комфорте как зрителей, так и артистов и сотрудников театра. Учитывая некоторые за долгие годы сложившиеся социальные поведенческие привычки людей, рассадка зрителей в зале перед спектаклем может стать отдельным перфомансом на разогреве. Какие ещё меры предосторожности действительно могут быть и снизят риск передачи инфекции? Маски как у сотрудников театра, так и у зрителей. Обработка рук санитайзером, перчатки на руках (звук аплодисментов в перчатках, как вокал Диаманды Галлас — исключительно для гурманов).

UPD. Наиболее эффективное, но и дорогое решение — программа по оснащению систем вентиляции всех театров рециркуляторами — бактерицидными облучателями.

Конец цитаты.

Когда готовился материал, стала известна точка зрения федерального минкульта.

Заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова прокомментировала текущую ситуацию по поводу размещения зрителей:

«Надо быть реалистами и понимать, что выбор сегодня не между аншлагом и неполным залом, а между неполным залом и закрытым театром.

В любой стране театры открываются на последней фазе снятия ограничений. Мы очень надеемся, что в сентябре эта фаза наконец настанет. Тогда театр законно сможет позволить себе такую рассадку, которая не будет убивать ни живую энергию театра, ни его экономику.

Какую? Точно не с дистанцией в два метра слева, справа, впереди и сзади, при которой в зале на 500 мест поместится 75 человек. Это хуже, чем ничего.

Тогда с какой дистанцией, с каким рисунком рассадки? Ведь новые нормы безопасности с нами надолго.

Вот это мы и должны заблаговременно просчитать, протестировать все варианты. Опираясь и на опыт наших зарубежных коллег, которые чуть раньше нас начали этот путь и используют в том числе шахматную рассадку. И мы обсуждаем это уже несколько недель в ежедневных (не фигурально, фактически) контактах с руководителями театров.

Сегодня у нас нет решений, несогласованных с отраслью.

Летом, в конце июля — начале августа, мы направим на согласование в Роспотребнадзор тот вариант рассадки и иных условий санитарной безопасности, который сочтет оптимальным театральное сообщество».

Архангельский областной минкульт сел на карантин. Поэтому вообще неясно, что они думают и способны ли думать нынче вообще.