Режиссер: Дэн Скэнлон

В ролях: Том Холланд, Крис Пратт, Джулия Луис-Дрейфус, Джон Ратценбергер, Трэйси Ульман

Премьера: 5 марта 2020 года

Pixar ещё как-то давно пообещали, что четвёртая часть «Истории игрушек» будет последней в их, казалось, бесконечной череде сиквелов — никаких больше «Тачек 3», «Академии монстров» или третьей «Суперсемейки». Только оригинальный контент.

И почему-то честь открывать эту новую эру анимационной компании досталась не ветеранам студии — Эндрю Стэнтону там, Ли Анкричу или Питу Доктеру (он выступит позже в этом же году с «Душой»), а Дэну Скэнлону. Режиссёру одной из самых непримечательных работ студий — «Университета монстров».

«Вперёд» — это, безусловно, большой шаг вперёд для Скэнлона, но, перефразируя легендарное изречение, маленький шаг для самой Pixar.

Мультфильм с оригинальным концептом, в лучших традициях студии — о мире, где сказочные существа живут по законам постиндустриального мира, забыв про всякую магию и чудеса, — оборачивается уж очень простеньким семейным роуд-муви со странной темой, которую можно назвать «Человек — швейцарский нож» для самых маленьких.

Главная проблема, идущая через весь фильм — фигура отсутствующего (в данном случае, буквально) отца — безусловно, острая и всегда актуальная, но, в отличие от глубоко психологической «Головоломки» и «Тайны Коко», «Вперёд» осмысляет её довольно поверхностно. Прячась за столетними сюжетными ходами и столь же древними конфликтами — предугадать их развитие сможет даже зритель не самой высокой возрастной группы.

Что, впрочем, ни в коем случае не делает «Вперёд» плохим. Просто студия задрала своими работами такую планку, что говорить об этой самой планке — уже моветон: и в их случае даже «просто хорошо» воспринимается чуть ли не как провал.

«Вперёд», при всей его незатейливости и порой чрезмерной слащавости — герои тут любят проговорить свои обиды и травмы вслух, — может быть смешным, может не на шутку увлекать экшен-сценами и, конечно, как и всякий мультфильм Pixar, способен быть невыразимо трогательным.

К тому же в финале его копеечная история вдруг делает интересный эмоциональный поворот, который, если разобраться, возникает почти что из ниоткуда, но тем не менее работает.

Сценарий «Вперёд» — он весь наружу, наголо, но в этом и его особенная прелесть. Драматургию этого мультфильма вообще можно использовать как наглядный учебник для молодых писателей — настолько понятно и видно здесь расставлены все акценты и биты.

Настолько точно картина обращается с мимолётными деталями и впроброс сказанными фразами — почти все они позже отзовутся в сюжете самым неожиданным образом. «Вперёд» — прекрасный образец ремесленной, но талантливо-ремесленной работы, и в эпоху деньгососущих студий типа Illumination даже это, если честно, огромный подарок.

Проблема скорее в том, что мультфильм не особенно далеко уходит от узкой, сугубо личной истории. Потому, например, в полной мере ей смогу проникнуться те, кто был не единственным ребенком в семье.

Вместе с тем «Вперед» не предлагает какой-то уникальной и интересной оптики в разговоре о смирении с утратой и природе братской любви (не сочтите за спойлер, но в итоге эта история — конечно, именно об отношениях между братьями, а не открытых гештальтах с покойными отцами).

Возможно, дело в том, что картину стоило сделать лет на пять пораньше; сейчас, на фоне неоднократно упомянутых «Тайны Коко» и «Головоломки», вещей куда более глубоких и зрелых, он выглядит шажком назад — стандартным и форматным «пиксаровским» продуктом.

6+

Александр Губкин

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».