Режиссер: Гай Ричи

В ролях: Мэттью МакКонахи, Чарли Ханнэм, Мишель Докери, Джереми Стронг, Колин Фаррелл

Премьера: 13 февраля 2020 года

Так уж вышло, что при упоминании Гая Ричи мозг рисует те самые сцены из уже классических «Карты, деньги, два ствола» и «Большой Куш»: за что и любят британского режиссера. Несколько твистов в одном фильме, криминальные авторитеты, разборки банд и черный юмор.

Фирменные приемы режиссер добавлял и в «Шерлока», и в «Короля Артура». Лишь немного вера в талант постановщика поугасла, когда вышел кассовый «Алладин». После этого фанаты похоронили режиссера, думая, что Ричи окончательно продался и авторских проектов в старом стиле больше не покажет.

Так что решение перезагрузиться и вернуться туда, где любили, — к озорным бандитским комедиям — видится шагом более чем разумным. Пусть и шагом назад.

«Джентльмены» рассказывает не об уличных бандах и лишь косвенно касается авторитетов уровня города или округа. Гай Ричи поднялся ступенькой выше. Речь идет об элите Британского общества и делах в масштабах целой страны. Насытившись жизнью наркобарона, Микки Пирсон решает отойти от дел и продать сверхприбыльный бизнес. Оказывается, сделать это несколько сложней, чем казалось.

Концептуально — это старый добрый Гай Ричи, каким мы его знаем уже 20 лет. Атмосферно — он же, но опытный и повзрослевший. Здесь нет слабых персонажей, отвечающих за юмор, вроде Томми из «Большого Куша».

Здесь все серьезные, обстоятельные люди, знающие толк в своем деле. От этого комичные ситуации, в которые загоняет их сценарий, кажутся еще уморительней. При этом никто не теряет свое лицо и уважение в глазах зрителя.

Остался и фирменный юмор Ричи. Вряд ли кто-то еще из грандов решится на такие смелые колкости, которые допускаются в этом фильме.

Гай Ричи тоже не прогибается. Но адаптируется, обосновывая собственную этическую позицию в противовес нынешнему леволиберальному мейнстриму. Транслируют эту позицию, которая подразумевает сознательное пренебрежение лицемерными тоталитарными нормами политкорректности, персонажи МакКонахи, Чарли Ханнэма, Мишель Докери и Колина Фаррелла.

Это уже не те бандиты, какими обычно когда-то были персонажи Ричи, не цыгане, не киллеры, не олигархи, не маргинальные рок-н-рольщики и прочий сброд. Натурально джентльмены. Красивые белые гетеросексуальные мужчины и одна красивая гетеросексуальная женщина в стильных костюмах — даже если это спортивный костюм, он все равно будет стильным, — вежливые люди, при любом конфликте в последнюю очередь прибегающие к силовым методам, предпочитая методы цивилизованные.

Они спокойно, прямо, честно, не юля и не боясь называть вещи своими именами, договариваются между собой, ведь джентльмен с джентльменом всегда договорится. Если же оппонент не джентльмен — все равно терпеливо выслушивают доводы, обдумывают варианты, излагают свои соображения по тому или иному вопросу в форме длинных монологов, где каждое слово не сказано просто так.

И вот когда иначе совсем нельзя, когда оппонент никак не хочет понимать человеческого языка, тогда уж будет очень больно. А тех, кто осмелился позволить себе особо вероломные злодейства, ждет и расправа особая, буквально по-шекспировски изысканная.

Сюжет развивается размеренно, постепенно добавляя скорости, чтобы в конце сорваться с обрыва. Перестрелки, драки, погони не лишены смысла и тоже двигают историю. При этом вокруг царит циничность, наглость и черный юмор. Щепотка абсурда и капелька философских монологов и мы получаем превосходный развлекательный фильм.

В фильме максимально разные и колоритные персонажи разыгрывают спектакль, в который вмешиваются непредвиденные обстоятельства. МакКонахи вновь подтверждает, что он мастерски перевоплощается и чувствует каждого своего персонажа. Хью Грант справляется с своей ролью настолько ярко, что порой затмевает главного героя.

Сейчас все говорят, что Гай Ричи вернулся. Так и есть. Наконец британец снял то, что у него получается лучше всего. Развлекать историями об опасных людях, смешить совсем не смешными ситуациями, чтобы зритель снова и снова удивлялся от эпизода к эпизоду. Макконахи, Грант, Фарелл, Хэннем в фильме Гая Ричи.

Умерив амбиции, пересмотрев свои возможности и усовершенствовав имеющийся и все еще действенный инструментарий — при этом всем не утратив ни энергии, ни чувства юмора, — Гай Ричи находит свое место в трансформировавшейся за 20 лет киноиндустрии.

Иногда на экране так приятно смотреть на героев, отпускающих расистские шутки и показательно игнорирующих стандарты и всякие там повестки. А режиссер осознает, что миллиардов уж не видать, основная масса зрителей ходит в кино совсем на другие фильмы и слушает совсем другую музыку, ну так и пускай.

Видимо, Гай Ричи устал от засилья подобного. Ведь фильмы эти, и музыка эта — объективно, дрянь, а «Джентльмены» — глоток свежего воздуха.

18+

Александр Губкин.

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».