В российский кинопрокат вышла комедия о семейной жизни режиссёра Ивана Атталя. Примечательно, что главные роли в фильме исполняют сам Иван Атталь и прекрасная Шарлотта Генсбур, которые женаты и в реальности. В фильме снялся Бен Атталь — один из трёх детей творческого союза.

«Моя собака Идиот» завершает трилогию фильмов Атталя, посвященных жене («Моя жена — актриса», «Они поженились, и у них было много детей»). Удивительно легкое лирическое с французской ноткой кино пронзительно смотрит на проблемы кризиса среднего возраста, и на то, с чем приходится столкнуться парам, прожившим рука об руку уже более двадцати лет.

Главный герой — Анри (Иван Атталь) 50-летний писатель, находящийся в состоянии творческого и семейного кризисов. Последний бестселлер он написал около двадцати лет назад, уколы по поводу своей бездарности получает он от всех домочадцев ежедневно. С Сесиль (Шарлотта Генсбур) у них четверо детей, она также писательница, однажды изменившая мужу со студентом.

После такого удара Анри решается вывести семью за пределы Парижа и поселится в родовом поместье у моря, где будет идеальная атмосфера для творческой реализации обоих. Но поэтическая идиллия разбилась о прозу жизни. Единственное, что волнует двух людей, удел которых высшие сферы, это беспокойство о проблемных судьбах детей и улаживание бытовых вопросов.

Никто из четверых взрослых детей не работает. Старший сын — Раф, весь в татуировках, встречается со стриптизёршей и постоянно покуривает травку. Единственная дочь — Полин, встречается с воплощением всех маскулинных стереотипов, прошедшим через войну в Сирии, её бойфренд — прямая противоположность отцу.

Самый младший ребёнок — Гаспар, поступил в колледж, однако, все его устремления сосредоточены на сёрфинге в Австралии, а эссе выполняет за него мама. Единственная надежда семьи — Ной, карикатурное воплощение идей передовой современной молодёжи. Он интеллектуал, экозащитник, веган, увлекается литературой, чем заслуживает особенную любовь родителей.

В один день хрупкий баланс в семье оказывается нарушен — появляется огромный пёс, которого невозможно выгнать из семейного гнезда. Ной позже называет его коротко и понятно — Идиот, с приветом русскому классику. Раньше в детстве у Анри был пёс, которого загрыз соседский дог, после чего он раз и навсегда усвоил жизнь — это борьба.

Внезапно появившегося огромного серого неаполитанского мастифа никто не тронет, он сам в прямом смысле кого хочет трахнет. Отец семейства уже готов рассорится со всеми домочадцами лишь бы пёс стал одним из них, ведь вместе с Идиотом к нему пришла уверенность в себе. Позицию Анри отстоял, но вот дом, который всегда был полон болтовни, постепенно начинает пустеть.

За основу фильма взят роман Джона Фанте «Запад Рима», в фильме герой Атталя пишет книгу с таким же названием. Удивительное совпадение, но режиссеру предложили работу над этим сценарием ещё до брака с легендарной дочкой Сержа Генсбура, он вернулся к нему спустя двадцать лет.

В своём творчестве Иван Атталь очень часто обращается к теме сложности союза с творческим человеком и мотиву супружеской неверности. «Моя собака Идиот» не стала исключением. Главная тема фильма — несовместимость брака и творчества. Анри смог написать свой новый шедевр и превозмочь себя только во время ухода Сесиль, который служил единственно возможно мотивацией встать с хорошо насиженного места.

Подобная ситуация будет хорошо узнаваема для любого пишущего человека, ведь поводом для прокрастинации может оказаться абсолютно что угодно. Самый простой выход здесь — срываться и обвинять всю свою семью в загнивающей карьере, что герой успешно проделывает.

Анри предельно циничен и погружен в себя, во многом он держится за сохранение семьи потому что привык к цельному миропорядку. Героиня Шарлотты и вовсе подана предельно плоско, никакого психологизма. Сцены из этой семейной жизни не напоминают ни Бермана, ни Вуди Аллена.

Это рядовая пара, прожившая двадцать лет вместе, их поведение фальшиво, особенно в сценах, где они обсуждают судьбы своих детей за их спинами. Но в этом суровая и сухая правда жизни. После просмотра фильма остается ощущение, схожее с бегбедеровским послевкусием. Невольно возникает вопрос, неужели так измельчали герои нашего времени, а институт брака настолько прогнил?

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».