Режиссёр: Грета Гервиг

В главных ролях: Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Лора Дерн

В прокате с 20-го января


Создательница трагикомедии «Леди Бёрд» Грета Гервиг представляет новую работу «Маленькие женщины», где расширяет угол рассмотрения женского вопроса, перемещая героинь на сотню лет назад во времена Гражданской войны в США. Фильм рассказывает историю о взрослении четырёх абсолютно разных, на первый взгляд, девочек.

Поиски себя, конкуренция, ощущение тёплой обволакивающей атмосферы домашнего очага и поддержки близких, первая любовь, принятие своей гендерной роли и того или иного архитипа в изменяющейся социальной структуре времени — всё попадает под мягкую консервативную оптику Греты Гервиг и становится большой цельной историей, находящей отзвук в душе девочек новой формации.

Первое предостережение, которое может возникнуть перед просмотром фильма — боязнь наткнуться на топорную подачу феминистической повестки. К сожалению, нельзя сказать, что «Маленькие женщины» полностью развеет подобного рода сомнения. Большинству персонажок, за исключением главной героини в блистательном исполнении Сирши Ронан, недостаёт глубины ни в драматургии, ни в образе.

Премия «Оскар» сделала всё, чтобы подать кино как нечто передовое, фильм был представлен в шести номинациях, однако за антуражем девичей борьбы за независимость скрывается в корне умеренно патриархальный посыл. Ведь зачем жить если в конце концов тебя не ждёт толстовская идиллия и гармоничный союз с прекрасным натурой и душой Луи Гаррелем.

Фильм «Маленькие женщины» это экранизация классического американского романа писательницы Луизы Мэй Олкотт с одноимённым названием. Книга преследует дидактические цели и направлена на девочек среднешкольного возраста, активно преподаётся в американских учебных заведениях наряду с Марком Твеном.

Зачем 150 лет спустя понадобилась ещё одна экранизация романа не первой величины, остаётся загадкой. При том, что киновариантов «Маленьких женщин» существует около десятка и не с менее звёздным составом.

Тем не менее, если отложить в сторону запрос на более тонкий психологизм и глубокое актуальное высказывание, то фильм останется качественно сделанной трогательной историей с удивительным актёрским ансамблем и живописным историческим антуражем.

Как этапная картина в карьере Гервиг фильм предельно логичен и продолжает линию «Леди Бёрд». Оттуда же перекочёвывают и Тимоти Шаломе с Ронан, режиссёрка таким образом вырабатывает свою киновселенную, с определённым языком, подачей, развивающимися линиями персонажей и темами.

Самой интересной и многоуровневой героиней предсказуемо становится Джо, выделяющаяся на фоне всех творческих и независимых леди, особым внутренним конфликтом. Обострение несовпадения внутренних решительных черт характера и предписываемой социальной роли рождает в ней особенно тонкого способного к искусству человека. Кстати, в книге присутствуют намёки на то, что Джо лесбиянка, однако, Гервиг, следуя первоисточнику, обходится аккуратными намёками.

Мужская сторона в фильме шаблонно источает идеалы покровительственной добродетели. Отец семьи Марч благородный воин, отец семейства богатых соседей (Крис Купер) бесконечно тоскует по умершей дочери и поощряет творческие начинания сестёр.

Его внук Лари (Тимоти Шаломе) сначала послушно бегает за Джо, дожидаясь её согласия, но после отказа с достоинством берёт в жены другую сестру. Школьный учитель (Луи Гаррель) бросает свою судьбу под ноги Джо и только и ждёт пока юная особа попросит остаться с ней.

Нет в фильме и противостояния социальных слоёв, а царствуют христианские идеалы. В этом смысле «Маленьких женщин» можно назвать антиподом «Паразитов», в них говорится о том, что и верхи, и низы могут подгнивать с моральной точки зрения.

Здесь же ровно наоборот гармония и доброта к ближнему оказываются общечеловеческой скрепляющей ценностью никому не чуждой. С точки зрения гендерного вопроса в связи с этим фильмом вспоминается «Роковое искушение» Софьи Копполы, где показан ужас абсолютной мускулинности и феминности в замкнутом пространстве, в том же классическом оформлении эстетики середины 19 века в Америки.

Тем не менее, режиссёрский талант Гервиг неоспорим, она решает классическую жанровую задачу не без доли фантазии. Повествование в фильме строится нелинейно, активно применяются флэшбэки и флэшфорварды, концовка хитро заигрывает со зрителем.

Однако, всё же хотелось увидеть от режиссёрки, ставшей одним из главных женских киноголосов Голливуда, более внятный и яркий посыл, чем повторение уроков, которые все уже давно усвоили.

В целом вышел складный фильм с правильной драматургией и хорошая экранизация. Но полная интеллектуальная несостоятельность, эксплатирующая давно усвоенные прописные истины, не оставляет доли полного разочарования в авторке от которой ждёшь смелых и радикальных высказываний.


Ася Спиридонова

12+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».