Во вторник, 17 декабря 2019 года, в нашей стране отмечалась памятная дата — День Северного морского пути. Именно в этот день 87 лет назад постановлением Совнаркома СССР образовано управление Севморпути. Его цель — окончательно продолжить трассы СМП от Белого моря до Берингова пролива, держать их в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания.

Как сообщает телеграм-канал «Дед Помор»,на сегодняшний день СМП, хоть и с перебоями, но работает (все мы помним архангельские сухогрузы, застрявшие в Певеке). Основными пользователями Северного морского пути остаются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и «Росшельф», а также экономики Красноярского края, Якутии и Чукотки.

Возможность практического использования Северного морского пути впервые обозначил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке! Но впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

СМП обеспечивает северный завоз для 20 млн человек. Развивается и туристическая составляющая — камчатские туроператоры разработали на будущий год новые круизные маршруты по Северному морскому пути. По сообщениям источников, операторы планируют довести туристов и до Архангельской области. Если туристы соберутся в путешествие на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа, то охрану им обеспечит национальный парк «Русская Арктика». Однако неизвестно, кто защитит путешественников от полярных медведей и моржей. Кроме того, ещё большую опасность представляет ледовая обстановка и отдельные айсберги. Так что в данный момент целесообразность данного туристического маршрута находится под сомнением.

Впрочем, в любом случае стоит пожелать успеха и туристам, и туроператорам.