На минувшей неделе в Правительстве Архангельской области снова говорили про точки роста экономики.

В частности, в который раз прозвучали знакомые слова: газификация, ремонт региональных и муниципальных дорог.

Бесспорно, нужные вещи, вероятные точки роста экономики. К этому можно ещё добавить «Белкомур», электрификацию железной дороги (она от Обозерской до Архангельска до сих пор не электрифицирована), расширение М-8, дноуглубление Северной Двины, глубоководный порт…

И мы получим полный перечень не только точек роста, но и полный список того, о чём говорится уже лет 20 (ещё с Ефремова).

За комментарием наша редакция обратилась к кандидату экономических наук, занимавшему пост вице-губернатора Архангельской области с 2005 по 2007-й годы, Юрию Шевелеву.

— Почему все разговоры так и остаются разговорами. Почему в то время как в Чечне, Москве, Татарстане уже новые суперсовременные города-красавцы возвели, у нас до сих пор железную дорогу электрифицировать не могут?

Сколько в этой теме политической составляющей, а сколько экономического смысла (есть ли перспективы у области)?

Какие из этих проектов фантастичны, утопичны, а какие всё-таки реальные.

— Давайте хотя бы между собой будем честны, большинство этих «громких» проектов — блеф.

И чем ближе мы каждый раз к выборам, тем больше этот блеф будет превращаться в фарс.

Поэтому на таких встречах советую болтунов сразу переводить в практическую плоскость и задавать им вопросы:

— Кто инвестор?

— Какие сроки реализации проекта?

— Каков ожидаемый экономический эффект?

Обычно это отрезвляет.

— Архангельская область кажется на данный момент инвестиционно малопривлекательной.

— Если говорить серьезно, то инвестиционный потенциал области огромен, я имею ввиду не только общий объём возможных вложений, но и их разнообразие, как по отраслям (транспорт, рекреационные проекты, строительство, энергетика, сельское хозяйство, геологоразведка и добыча полезных ископаемых), так и по размеру участия: от нескольких миллионов до нескольких десятков миллиардов рублей.

При этом расчетные сроки окупаемости тех проектов, в которых мне предлагали участвовать в пределах 7-8 лет, это достаточно оптимистично.

Но есть нюанс — на фоне требований об отставке действующей власти инвесторы заняли выжидательную позицию, даже по заведомо прибыльным проектам.

Кроме того, местечковые интересы околовластных группировок порой создают много мелких, но труднопреодолимых препятствий.

Это и вопросы выделения земли, государственной поддержки, излишних требований при проведении конкурсов и аукционов.

Иногда у меня, вообще, нет логического объяснения действиям областной администрации, например, какой смысл выставлять на приватизацию дорожной компании, если она заключило контракт на уборку улиц Архангельска более, чем на 800 миллионов рублей.

Все это, в совокупности, и создаёт негативный шлейф вокруг области.

— Но согласитесь, что дело не только в политике. Проблема в слаборазвитой инфраструктуре.

К примеру, линии электропередач. Особенно в дальних районах (и с этим сталкиваются инвесторы) невозможно открывать производства в принципе. Даже в Архангельске — проблема с подключением к сетям.

Инфраструктура находится в руках монополистов. Как их заставить работать на благо региона, а не только на карман акционеров?

— Что касается энергетики и ее монополизации, то это не чёрная дыра, ведь тарифное регулирование многих поставщиков ресурсов и услуг осуществляется на уровне субъекта Федерации — уполномоченным органом администрации области.

В своё время один из руководителей комитета по тарифам и ценам Архангельской области говорил, что тариф — это прогноз.

И это действительно так, на основании предоставляемых плановых затрат формируется цена на 1 кВт электроэнергии, 1 ГКал тепла или очистки 1 м. куб. стоков. Вопрос — насколько компетентно и, главное, непредвзято составляется этот прогноз?

— Ещё по теме макроэкономики. У нас дорогая энергетика. А вот если бы вам выпало принимать решение о строительстве в регионе Атомной станции (как когда-то эта тема стояла перед Балакшиным). Вы бы согласились на строительство?

— Судьба строительства атомной ТЭС под Архангельском в большей мере определялась политической обстановкой и во-многом была предрешена аварией на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время, даже с учётом новых технологий в атомной энергетике, я не поддержал этот проект чисто из экономических соображений, у нас достаточно ресурсов, чтобы производить более дешевое тепло и электроэнергию.

— В Архангельской области (как недавно было обнародовано) четверть населения — льготники. Соответственно, колоссальная бюджетная нагрузка и препятствие для эффективного бюджетного процесса. Что с этим делать?

— «Льготники» (я не имею ввиду проходимцев от власти, получающих многотысячные надбавки за счёт областного и местных бюджетов) — это люди, которые в своё время внесли свой вклад в развитие области, ее процветание и считаю чиновников, говорящих о них, как об обузе, НЕПОРЯДОЧНЫМИ и НЕДОСТОЙНЫМИ своих должностей.

Экономика региона определяет его бюджетные возможности.

Выход только один — увеличивать поступления в бюджет области, а не устраивать «плачь Ярославны» перед депутатами на слушаниях по бюджету.

Продолжение следует…

Предыдущие комментарии эксперта.