В недрах Государственно-правового управления Администрации Президента практически готов проект федерального закона «Об особом статусе комплекса территорий Соловецкого архипелага».
Режим управления этой территорией планируется следующий: практически все государственные функции на островах и на море будет осуществлять специальная госкомпания, созданная при участии Русской Православной церкви.
В Администрации Президента склонны полагать, что сложная ведомственная принадлежность объектов привела к тому, что за власть на островах идёт постоянная борьба между администрацией Архангельской области, РПЦ, Минкультуры и Минприроды.
Деньги тырятся, на архипелаге бардак невыносимый, «дикий» туризм продолжает наносить разнообразный ущерб.
Дабы в этом мутном хаосе как-то навести порядок, в границах архипелага и акватории предлагается создать управляющую компанию, которая получит широкие права и полномочия.
В собственность УК (а где это невозможно, — в аренду) будет передано всё имущество, находящееся на архипелаге (за исключением того, что в частной собственности), а также все права по осуществлению хозяйственной деятельности на Соловках: от управления муниципальным имуществом и помощи малообеспеченным гражданам — до организации общепита и выдачи любой разрешительной документации.
По сути дела, в компетенцию управляющей компании перейдут не только полномочия субъекта Федерации и местного самоуправления, но и полномочия федеральных министерств и ведомств, которые уже лет двадцать не могут договориться между собой о стратегии развития Соловков.
Прокомментировать ситуацию редакция «Эхо СЕВЕРА» попросила кандидата экономических наук, вице-губернатор Архангельской области (2005–2007 годы) Юрий Валерьянович Шевелев.

— Прошла информация, что Соловкам будет придан статус отдельного муниципального образования под управлением некой госкорпорации.Чем плохо, если на архипелаге будет введено федеральное управление?
— Не факт, что будет плохо. Если это случится, то главное для нас, чтобы госкорпорация была зарегистрирована в Архангельске. Чтобы налоговые отчисления шли в область, а не кому-то на стороне.
Посмотрите, кто сейчас больше всех работает по программе развития Соловков: Карелия, Петрозаводск.
— А аэропорт?
— Ну, аэропорт… Во-первых, это нестабильность из-за погоды.
Во-вторых, финансово не всегда комфортно для паломников, да и для остальных граждан недёшево. А от Карелии до Соловков рукой подать.
Почему так было не организовать нам в Онеге, вопрос?
— А чем вызвано такое решение?
— У меня сложилось убеждение, что Архангельская область не смогла стать той точкой, в которой консолидировались усилия всех заинтересованных сторон: муниципалитета, региона, федеральных министерств и ведомств.
Посмотрите, там ведь и туризм, и культура, и природоохранные организации, и прочие структуры, которые так или иначе имеют отношение к Соловкам.
А ведь это не рядовой населенный пункт, это жемчужина Севера!
Архипелагу следует уделять особое внимание.
Напомню, там ставропигиальный монастырь, которым руководит сам Патриарх.
— А региональной власти чего не хватило — ресурсов? Или авторитета?
— Может быть, авторитета, а может и желания.
— Понятно, что осилить такую ношу — скоординировать усилия федеральных ведомств — под силу не всякому губернатору.
Назовем фамилии — Кадыров, Минниханов, возможно, Собянин.
— К сожалению, нашего губернатора в этом ряду нет. Пока.
— А с точки зрения Конституции как будет выглядеть этот процесс?
— Я не юрист, но думаю, такие вопросы решаются проведением референдума.
— Каковы же будут экономические последствия?
— Если госкорпорация будет зарегистрирована в Архангельской области, то для региона только положительные последствия.
Но, если она будет базироваться в Москве, то и все налоговые отчисления пойдут туда.
— Это в макроэкономическом смысле. А в социальном?
— Ну, как минимум, удастся решить вопрос с очистными сооружениями, которые Архангельская область за все эти годы так и не удосужилась сделать.
Первое, что необходимо сделать для населения это создать нормальные условия жизни и инфраструктуру.
— И тогда получится: чтобы вколотить гвоздь, я должен буду согласовать свои действия с федеральным ведомством.
— Получается так.
— И прикроют все мелкие туристические фирмочки. Гиды, экскурсоводы, которые возят туристов по озерам на лодочках — останутся без работы.
— Видимо, они будут вынуждены искать работу в госкорпорации.