Режиссер: Роланд Эммерих

В ролях: Люк Эванс, Патрик Уилсон, Мэнди Мур, Александр Людвиг, Вуди Харрельсон

В прокате 14 ноября


В Американской массовой культуре битва за Мидуей имеет куда большее значение, чем легендарная высадка в Нормандии. Для США 4-е июня 1942-го стало своеобразным Сталинградом. Именно после этой битвы японская императорская армия остановила свою экспансию на Океанию и перешла к оборонительным действиям.

Естественно, ждать историзма от картины на такую идеологизированную тему не стоит, тем более, когда режиссером выступает мастер масштабных, но бессюжетных боевиков Роланд Эммерих. Так оно и вышло, но лишь отчасти. Если смотреть с точки зрения сценария и если бы этот фильм снимали в России, то его тут же обозвали бы патриотической агиткой.

Все американцы – безусловные герои, а японцы – умирающие статисты. Даже сам император Хирохито показан комично убегающим в свое бомбоубежище, завидев в небе над Токио несколько B-17.

Сюжет фильма охватывает не только саму битву за Мидуэй, но и множество предшествующих событий: атаку на Перл-Харбор, авиарейд Джеймса Дулиттла на Токио, перехват шифровок. Поэтому в действие вводят очень много персонажей. С какой-то стороны, это хорошо, Эммерих поначалу пытается показать, что победа в сражении — дело рук не какого-нибудь героя-одиночки, а результат долгой подготовки и действий множества людей от генералов до шифровальщиков и, конечно, пилотов.

Не известно, высадились бы японцы сразу в Калифорнии после победы на Мидуей, но режиссер заставляет зрителя думать именно так, представляя битву у атолла, как последний рубеж обороны. Каждый пилот, морпех, моряк под звездно-полосатым флагом – последний превозмогающий герой Америки. Героизм в военном кино показывать необходимо, но не делать же Матросова из каждого человека на экране.

Авторы набрали действительно впечатляющий актёрский состав, который, к тому же, неплохо соответствует историческим прототипам (их покажут в финальных титрах). Но странным образом они забыли сделать из большинства героев живых людей. Некоторые критики ругали «Дюнкерк» Нолана за излишне пафосные слова в финале.

В «Мидуэе» клишированные фразы валятся одна за другой из уст буквально всех персонажей. Раз за разом генералы, пилоты и даже механики повторяют громкие слова про долг, работу, защиту и спасение. И за этим теряются живые переживания, страхи и ошибки.

В результате попытка показать настоящих участников войны оборачивается сплошными клише. А персонаж Скрейна к финалу всё-таки превращается в супермена. И это при том, что реальный Дик Бест, которого он играет, действительно был настоящим героем, но обилие пафоса делает его действия слишком неправдоподобными.

Ещё хуже обстоят дела с японским командованием. Первая сцена фильма намекает, что врагов США всё же покажут не карикатурными злодеями, а такими же военными, просто сражающимися на другой стороне. Но к финалу, помимо одной эмоциональной сцены, они лишь произносят пафосные фразы.

Поэтому очень странной выглядит финальный титр «Посвящается военным как американским, так и японским».

Но вот, что удалось на все 100% - визуализация сражений. Идеально прорисован каждый разрыв зенитного снаряда. В кинотеатре при гуле пикирующего бомбардировщика действительно закладывает уши. Показан хаос, ошибки рядовых солдат. Однако, стоит заметить, что американские бомбы бьют точнее японских.

Настолько зрелищных противостояний авианосцев, подлодок, истребителей и бомбардировщиков вы в кино еще не видели. Как и всегда у Эммериха, подход к взрывам и повсеместному уничтожению максимально детальный и вдумчивый.

Так что те, кто отправится в кино именно ради впечатляющих битв, наверняка останутся довольны. Вот только им придётся долго пережидать затянутые смысловые части. Для остальных же «Мидуэй» станет лишь поводом заинтересоваться реальными событиями и сравнить экранных героев с их прототипами.

Увы, фильм по большей части повторяет судьбу «Пёрл-Харбора» от Майкла Бэя, и снова проблема в режиссёре. Эммерих делает значительную ставку на красивую картинку, но превращает реальную историю в слишком неестественный сюжет.

Хотя, для самого режиссера «Мидуей» стал фильмом мечты. Эммерих собирал деньги на экранизацию знаменитого сражения еще в 90-х, а в 2017-м с большим трудом нашел инвесторов. Видно, что при съемках автор получал удовольствие, просто вышло так, что он не умеет или не считает нужным прописывать диалоги и личности персонажей.

Можно ли делать на это скидку – каждый решает сам. О самом сражении страничка на Википедии расскажет куда больше, чем фильм. Вряд ли среди русских зрителей много поклонников американского героизма, а снобам смотреть кино вовсе противопоказано. Но развлечь глаз получится совершенно точно.


Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».