День первый 

Организаторы почему-то решили, что классический джаз, да ещё и в первый день — это слишком скучно. И понеслось…

Первым импровизировать вышел питерский дуэт «Дичь». Ведущий в предисловии описал историю появления такого названия, — «После одного из выступлений ребята прочли в соцсетях: „Я пришёл послушать артиста, а на сцене происходит какая-то дичь“. Так дуэт обрёл свое имя».

Подписываемся под каждым словом неизвестного комментатора. Танцы (точнее конвульсии) под придуманный на ходу ритм выглядят вызывающе, но к джазу имеют крайне малое отношение, и поэтому публике не зашли.

Потом легендарного эстонца Тыну Найссоо попросили поимпровизировать: дали сыграть одну композицию, а после посадили подыгрывать архангельским джазовым легендам. Началась несуразная какофония в исполнении корифеев поморского джаза. Конечно, жанр подразумевает подобные элементы, но, когда в джаз-бэнде импровизирует каждый первый, барабан «перекрикивает» клавиши, да ещё и всё одновременно — это уже перебор.

Второй акт заполнил собой Маэстро, мачо, разрушитель фортепьяно, пианист-виртуоз, один из самых известных израильских русскоязычных музыкантов и просто красавец — Леонид Пташка.

В данном случае, все титулы музыканта написаны без иронии, ибо он и аккомпанемент из камерного оркестра Поморской филармонии — лучшее, что было за весь вечер. Эмоционально, ярко, весело, а главное — музыкально. В общем, надо было слышать.

В третьем акте должен быть фьюжн, но не вышло — болен гитарист. Выпавшую группу заменили джаз-металистами из Франции. Всё бы хорошо: и гитарные соло отличные, и бас-гитарист летает по ладам, как царь, но было невыносимо смотреть на бабушек-любительниц высокой музыки, которым на 4-м часу подсунули тяжёлых рокеров, да ещё и просят покричать, как в былые годы, на непонятном английском.

В первый же день организаторы показали, что фестиваль раздвигает жанровые рамки и рад всем, но не угадали ни с местом проведения, ни с публикой, ни с расстановкой порядка выступления артистов.

Было бы здорово, если бы тяжёлое и танцевальное поместили в какой-нибудь М33, классику — в филармонию, где она и звучит лучше, и публика подберётся соответствующая, а авангард — на улицу распределили бы в качестве разогрева на все три дня.

Оставалось надеяться, что дальше будет лучше, ибо первый день выглядел как мешанина, а не премьера фестиваля джаза. 

И надежды были оправданы...

День второй. 


Поморская филармония. Несмотря на фиаско первого дня снова аншлаг. Причем, публика резко помолодела. Видимо, отчаялись только пенсионерки и очень зря. 

Открывали фестиваль трио музыкантов Андрея Шабашёва из Москвы и Германии: фортепиано, контрабас, барабаны. 

И как же это было прекрасно и мелодично. Причем, нашлось место и маленьким кусочкам импровизации пианиста с барабанщиком. Самые обычные молодые ребята выдали прекрасный уровень, пусть это и чисто-инструментальные композиции уносили зрителей куда-то далеко в свои мысли. 

Как ни странно, но когда даешь публике то, что она хочет, то людям, внезапно, нравится и музыкантов не отпускают со сцены аплодисментами и зовут на бис. 

Но и эти прекрасные молодые люди - только разогрев перед гвоздем вечера, да, наверное, и всего фестиваля - Шанна Уотерстоун с блюз бендом из столицы. 

После настоящего джаза поморам дали послушать настоящий блюз в исполнении прекрасной дамы из страны - матери того самого блюза. Со сцены звучал соул с прекрасными соло на электрогитаре и фортепиано, но музыка была лишь аккомпанементом к сильному блюзовуму вокалу самой Шанны. 

Трибьют Билли Холидей в исполнении американской гостьи так пришелся по душе поморам, что Шанну провожали пятиминутными аплодисментами и не отпускали до тех пор, пока она не сыграет еще одну композицию на бис.   

День третий.


Начало третьего дня ознаменовал собой коллектив «Паго Либре» и Аркадий Шилклопер, исполняющие, так называемый "белый джаз". Если бы действие происходило в учебном классе, что первый акт третьего дня показывал бы первому "как надо". Элементы авангарда действительно доминировали, но сыграны были крайне профессионально. Музыканты четко знали свои роли и понимали, когда нужно удивлять публику, а когда играть стройно. 

Общее мнение остановилось на планке "хорошо, но не огонь", а вот скрипка вышла действительно огненной. Соло на этом инструменте затмевали собой весь остальной коллектив. В принципе, можно было выпустить одного скрипача и вечер не потерял бы в красках. 

Во втором акте вышла она... 

В золотом платье, покачивая бедрами, на сцену выплыла номинантка на премию Emmy Сай Смит. Как поет эта женщина, какие ноты берет голосом - описывать бесполезно, нужно слушать, причем постоянно и до конца жизни. Апогеем ее выступления стала полная доминация над ансамблем. 

В какой-то момент американка полностью взяла на себя роль дирижера и вручную расписала каждому музыканту личную партию. В Архангельске, да и на русской сцене в целом, такой профессионализм и любовь к музыке со стороны исполнителя безумно впечатляют. 

В целом, "Дни джаза в Архангельске" - это очень хорошее и правильное мероприятие, за которое вовсе не стыдно. К настоящей музыке прикоснуться всегда крайне приятно, а особенно, если для этого не нужно ехать в крупные города. 

Если бы не острое желание организаторов создать шоу на пустом месте и обилие официальных лиц, то оценка была бы 10 саксофонов из 10-и. С учетом первого дня, ставим лишь 9,5.