Осенняя пора является одним из наиболее напряжённых и ключевых периодов в жизни парламентариев. Именно в этот период, который можно назвать последним отсчётом, принимаются ключевые бюджетные решения.

От того, как депутаты поработают осенью, фактически зависит то, как Архангельская область проживёт следующий год. 

Надежда Виноградова (фракция КПРФ), заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

— Бюджет Архангельской области, как и бюджеты других регионов, верстается исходя из макроэкономических показателей — как областного, так и федерального и мирового масштабов. Рассчитывая бюджет на 2020 год, мы взяли за основу базовый прогноз по ним. 

То есть, мы не ждём резкого подъёма экономики, но вместе с тем не ожидаем и её катастрофического падения. Мы исходим из прогноза плавного роста основных параметров экономики: промышленного производства, регионального ВВП и надеемся на стабильный уровень инвестиций в основной капитал. 

За счёт этого сценарные условия предполагают рост собственных доходов бюджета на 10 процентов, что позволит казне выполнить имеющиеся социальные обязательства, которые, как вы помните, в этом году были значительно расширены. Но, так или иначе, в 2020 году областной бюджет вновь будет дефицитным. Региональный минфин планирует получить профицит лишь в 2022 году.

Однако, если дефицит бюджета — это проблема совсем не критичная, то есть более насущные трудности, с которыми мы столкнёмся в 2020 году и о которых я не могу не сказать. Первая — это изменения в методике распределения средств ФОМС с этого года, в результате чего из федеральных субвенций были исключены расходы, связанные с государственными гарантиями. 

В частности, мы лишимся средств на компенсационные выплаты по оплате проезда к месту отдыха и обратно для медицинских работников. Это, конечно же, могло повлечь за собой сокращение доходов этой категории бюджетников… Однако с нас никто не снимал обязанности исполнять майские указы Президента. Поэтому деньги на эти цели изысканы в региональном бюджете. 

В масштабе Архангельской области это порядка 700 миллионов рублей. Конечно, мы сейчас пытаемся достучаться до правительства федерации и минфина и будем надеяться на то, что это нам удастся. Вторая проблема — это то, что в следующем году Архангельская область рискует не получить средств из федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса.

В целом же, на мой взгляд, бюджет 2020 года выглядит вполне сбалансированным, и сомнений в том, что он будет исполнен, у меня нет. По крайней мере, если не произойдут резкие изменения конъюнктуры нефтяного и валютного рынков. И в последние пять лет, кстати, мы не сталкивались с тем, что наши прогнозы не сбывались. 

Вот и в будущем году регион будет продолжать строить детские сады и школы, ремонтировать библиотеки и дома культуры, планируется увеличение дорожного фонда. Хотя, в этой части я считаю, что нам пора переходить от ремонтов дорог к восстановлению внутридворовых проездов — помочь в этом муниципалитетам. 

Им, кстати, нужна помощь не только в этом, но и в создании комфортной инфраструктуры — коммунальной, транспортной, социальной, ремонте детских садов и больниц, проектировании и строительстве социального жилья, которое должно решить проблему жилья ветхого, да и во многом другом. 

Этой помощью могли бы стать нацпроекты, но пока они — лишь олицетворение единственной, с точки зрения государства, возможности правильно распределить народные богатства. Но пока они, к сожалению, не доходят до тех, кому они нужны.

***

Депутат Ирина Чиркова (фракция «Справедливая Россия»):

— Депутаты уже имеют возможность приступить к изучению проекта областного бюджета, но, думаю, многие вряд ли это реально делают — документ составляет в общем объёме порядка 7 тысяч страниц, причём представлен он электронно. Видимо, как раз расчёт на то, что народные избранники не станут внедряться в детали. А их немало.

Общая картина роста доходов и расходов на 2020 год весьма благостная — в будущем году мы перешагиваем планку в 100-миллиардный объём расходов. Однако внутри структуры не всё так однозначно.

Безвозмездные поступления из федерации, которые составляют треть доходной базы, хоть понемногу, но уменьшаются с каждым годом. Быть может, правительство региона недостаточно убедительно обосновывает федеральному центру заявки? Или Поморье за что-то наказывают? Увеличение будет только по линии Фонда содействия реформирования ЖКХ (на 300 млн). Но и здесь мы понимаем, что консолидированных средств недостаточно для эффективной борьбы с ветхим жильём. 

В программе переселения, которая должна быть реализована до 2024 года, стоит лишь половина аварийного жилфонда региона — 1600 домов. Ещё о полутора тысячах «авариек», поставленных в реестр после 1 января 2017 года, пока вообще никто не думает. 

Более того, практика показывает, что и строить «социальное» жильё у нас не очень-то получается: почти по каждой новостройке (во всяком случае в Архангельске) выявляется множество претензий по качеству. Значит, нужно направлять больше средств на помощь нуждающимся в денежной форме.

Теперь посмотрим динамику планируемых на 2020 год расходов по разделам. Если на ЖКХ, экологию, нацэкономику, образование, правоохранительную деятельность прирост финансирования по сравнению с 2019 годом составит от 1 до 3 процентов, то на общегосударственные расходы (а это прежде всего содержание госорганов) — 16 процентов (плюс полмиллиарда), на СМИ — 30 процентов (плюс 30 миллионов). 

Рациональны ли такие расходы?!

В будущем году продолжится реализация в регионе 10 национальных проектов. Однако по 4 из них будет уменьшение финансирования — а это демография, жильё и городская среда, культура, поддержка малого предпринимательства. Неужели данные направления для Архангельской области уже не приоритетны? 

Да и в нацпроекте «Здравоохранение» показатель вырастает исключительно благодаря знаковому объекту — новому корпусу детской областной больницы, на строительство которого федеральный бюджет в следующем году направит нам 1 млрд рублей, в 2021–2022 годах — еще 2 млрд. Зато по статье «федеральный проект развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи» планируется заметное уменьшение финансирования на 2020–2021 годы. 

Всем известно, что с «первичкой» у нас проблем предостаточно, о необходимости заниматься этой сферой регулярно говорит Президент РФ, но наше областное правительство, видимо, приоритетной первичную медпомощь не считает.

Есть вопросы и по инвестпрограмме. Заявлены амбициозные объёмы — 3,4 млрд рублей, в том числе 1,2 млрд на строительство школ и детсадов. А сможем ли мы их освоить и освоить качественно? Про социальное жильё с протекающими крышами и неработающими лифтами я уже упоминала, кроме того, сроки сдачи детских садов в Майской Горке серьёзно нарушены, берегоукрепление Соломбальской набережной до сих пор не выполнено. 

Если ещё вспомнить «опоздание» ввода перинатального центра на 1,5 года, то можно откровенно говорить о том, что все большие проекты наш регион пока проваливает. Из-за организаторских и управленческих ошибок, увы, страдают интересы жителей области…

Все вопросы и опасения членов нашей фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ мы намерены обсудить с финансовым блоком и профильными министерствами Правительства на заседании фракции, которое состоится накануне сессии. Как минимум два предложения от нас последует. 

Считаем, что необходимо пересмотреть сроки ввода в эксплуатацию некоторых объектов-долгостроев, чтобы трата бюджетных денег была эффективной. К примеру, ФАП в Приморском районе почти готов, а средства на его завершение заложены лишь на 2021 год. Во-вторых, мы будем настаивать на увеличении финансирования «урезанной» статьи по программе «Жильё для молодой семьи».

***

Депутат Сергей Пивков (фракция ЛДПР):

— Прежде всего, хочу отметить, что в проект областного бюджета включено наше предложение об оснащении учреждений здравоохранения Архангельской области источниками бесперебойного питания. Поднятая нами проблема носит острый и даже хронический характер. 

Источника резервного питания нет, например, в Северодвинском роддоме. В случае экстренной ситуации это может привести к очень печальным последствиям.

И подобная картина, к сожалению, во многих медучреждениях региона. И вот после активности депутатов фракции ЛДПР в проекте областного бюджета появилась нужная строчка — в 2020 году на цели приобретения и установки резервных источников электроснабжения для бесперебойного энергоснабжения в учреждениях здравоохранения запланировано 80 миллионов рублей.

Безусловно, мы воспринимаем это положительно.

Ещё из положительных моментов проекта областного бюджета можно выделить финансовое обеспечение социальных обязательств региона, в том числе и в части увеличения материнского капитала, повышения ежемесячных денежных выплат ветеранам труда и другим принятым депутатами социальным улучшениям областного законодательства. 

В проекте главного финансового документа региона по многим статьям идёт увеличение расходов, но, к сожалению, этого недостаточно.

Так, например, остаётся внушительная финансовая потребность по таким направлениям как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, спорт и так далее. Повторюсь, проект бюджета уже поступил в областное Собрание и депутаты приступили к его изучению.

Фракция ЛДПР также начала свою работу над главным финансовым документом региона. Уже очень скоро мы выработаем общую позицию и внесём свои предложения, поправки.