Режиссёр Вуди Аллен.

В ролях: Тимоти Шаламе, Тэйлор Блэк, Эль Фаннинг, Черри Джонс, Ребекка Холл.

В прокате с 10 октября.

Итак, мы снова на Манхеттене, снова идёт дождь, снова играет мелодичный джаз и это снова Вуди Аллен со своим новым фильмом, который снова называют последним в карьере самого приятного режиссёра.

Ему уже 83 года, поэтому можно уверенно сказать, что на экраны вышел именно старый добрый Вуди Аллен, которого мы любим за иронию и невыносимую лёгкость бытия всех его героев.

«Дождливый день в Нью-Йорке», несомненно, встанет в ряд лучших фильмов этого года. Аллен снимает по фильму в год и редко роняет планку качества, но, в отличие от «Светской жизни» или «Колеса чудес», данная картина имеет крайне мало претензий, оттого смотрится особо уютно.

Перед нами и правда просто дождливый день в Нью-Йорке.

По сюжету сын богатых родителей по имени (оцените юмор) Гэтсби сознательно уехал учиться в не в самый престижный (но всё равно состоящий в «Лиге Плюща») колледж Ярдли от того, что его утомила буржуазная жизнь в городе.

Он интеллектуал и эрудит, немного музыкант и романтик, а ещё картежник, которому неизменно везёт в игре. В любви ему тоже поначалу везёт: он встречается с девушкой Эшли, которая:

а) нравится ему;

б) устраивает его маму.

Эшли «живая, непосредственная и вечно на позитиве», но непосредственная настолько, что даже подбешивает. Этот персонаж будет раздражать до конца фильма, но для этого он и создан. Однажды она получает лучший в своей жизни шанс сделать интервью с выдающимся кинорежиссёром для университетской газеты, и молодые люди отправляются в Нью-Йорк.

План такой: быстро покончить с интервью, а затем гулять по Манхэттену, обедать и ужинать в лучших ресторанах, слушать джаз. Гэтсби не терпится показать возлюбленной, выросшей в Аризоне, свой родной город. Но планам не суждено сбыться: как и во всех предыдущих фильмах Аллена о разных городах («Вики, Кристина, Барселона», «Римские приключения», «Полночь в Париже») герои то и дело будут попадать в непредвиденные обстоятельства, знакомиться со странными людьми и преодолевать череду нелепых недоразумений.

Один дождливый день в Нью-Йорке изменит их жизнь, их будущее… Эшли берёт интервью у впадшего в депрессию режиссёра, который похож то ли на Ларса фон Триера, то ли на антипод самого Вуди Аллена. Из его уст прозвучит «Мне не нравятся мои фильмы, я должен уйти из кино».

И это снова похоже и на Триера, который в последнее время всё уходит, но никак не уйдёт, и на самого Аллена, когда уже 4-й его фильм подряд называют последним.

Естественно, девушке сначала хочется спасти печального режиссера, потом его несчастного сценариста, затем уставшего актёра (Диего Луна, изображающий нечто среднее между Орландо Блумом и Джонни Деппом).

Каждый из этих выдающихся мужчин по достоинству оценит лёгкость, непосредственность и живость студентки, и с каждым разом ей всё больше захочется отдаться им в ответ, и с каждой новой встречи Эшли всё меньше вспоминает о Гетсби.

У Гетсби также случается любовная интрижка, но прописана она куда более человечно и сопереживать ей легче. Но на роль любви главного героя надо брать кого-то чуть-чуть поприличнее, чем Селена Гомес.

Интересно, что совсем недавно в наших кинотеатрах повторным прокатом шёл «Манхэттен» — один из главных фильмов Вуди Аллена 70-х, хоть и дико самим автором нелюбимый. Сравнивать кино, снятое с сорокалетней разницей, понятно, глупо, но за единственный конкретный момент всё же сложно не зацепиться.

В самом начале «Манхэттена» голос героя Аллена — сценариста по сюжету — пытается выразить в тексте своё отношение к городу. Но вечно не получается: то скучно, то слишком резво, то агрессивно, то просто глупо. Выходит у него, кажется, где-то только раз на пятый.

Так вот, главное отличие Аллена тогда и Аллена сейчас в том, что нынешний Вуди переписывать бы ничего не стал. Все его интересные заигрывания с постмодерном вообще свелись к единственной строчке диалога, в которой герои «иронично» предрекают финал фильма — мол, если произойдёт вот так, это будет банально. Так и происходит.

При всех сюжетных перипетиях и перекличках с реальностью «Дождливый день в Нью-Йорке», пожалуй, фильм не столько сценариста-режиссёра, сколько оператора Витторио Стораро, которому доверено ставить нужные акценты в нужных местах. Дождь и вообще пасмурная погода в Нью-Йорке — то, что больше всего любит Гэтсби («Чем пасмурней — тем лучше!»).

Буквально каждая сцена снята в розовых тонах с единственной красной доминантой. В каждом кадре есть что-то ярко-красное. Оператор возвращается к нормальной цветокоррекции только во время поцелуев главного героя с его любовью.

Собственно, ничем, кроме картинки, диалогов, шуток и главного персонажа фильм вас не удивит. Это просто очень уютная картина, можно было бы назвать её даже семейной, если бы не уморительный диалог между Гетсби и его матерью.

Вуди Аллен снял свой самый классический, милый и тёплый фильм.

В общем, хотите согреться этой унылой осенью — бегите на «Дождливый дождь в Нью-Йорке».

Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».