Волшебная сказка «Царь-поганка»;

Волшебная сказка «Птица счастья»;

Волшебная сказка «Запретная деревня»;

Волшебная сказка «Рачий царь»;

Лукоморье — родина русских сказок.

И вот ещё один труд Владимира Виткова. Весьма познавательный…

В 2010 году при поддержке норвежских и архангельских организаций появилось издание из одиннадцати сказок, четыре из которых были названы «поморскими», записанными на Севере России. О них и пойдёт речь в этой рецензии.

«СКАЗКА» ПЕРВАЯ: «ЦАРЬ МОРСКИХ ПРОСТОРОВ»

Сюжет «сказки» прост: норвежскую лодку — ёлу — с тремя поморами на борту шторм занёс на остров к трём чудищам (одно из которых Солнце), и что после этого с ними произошло. Конечно, и среди поморов иногда появляются выродки, но даже они не назвали бы Солнце чудищем. Солнышко, которое даёт людям жизнь, свет и тепло!

А «сказка», вероятно, заимствована из лубочных изданий начала двадцатого века с добавлением норвежского понятия ёлы.

Ёлы с 18 века использовались Кольскими поморами, получившими за подобные пристрастия прозвище шнячники (от названия другой норвежской лодки). Подобный сюжет является инородным для поморской культуры и не мог в ней возникнуть. А батюшка Красно Солнышко всегда было самым почитаемым символом у поморов. Надеюсь, что таким и останется.

«СКАЗКА» ВТОРАЯ: «КАК СТАРИКОВ В ДРЕМУЧИЙ ЛЕС ОТВОЗИЛИ»

Сюжет этой «сказки» отображён в её названии. Так же очень заметно подражание детской сказки Льва Толстого, в которой маленький мальчик увидел, как его дедушку кормят отдельно, из коробочки. И мальчик стал делать такую же коробочку на будущее для своего отца. Здесь роль коробочки выполняют сани. Обычай увозить «лишние рты» (стариков, детей) в лес на верную смерть долго сохранялся у скандинавов, живших в состоянии дикости.

У русских поморов такого обычая не было. Не было его и в древние времена, когда все славяне ещё жили вместе. Скорее, наоборот, за подобное преступление пришлось бы отвечать. Самой лютой казнью в то время было замораживать заживо. Осуждённого сначала надо было сволочь к месту казни. Отсюда произошло слово «сволочь». Затем палач начинал подливать воду. Отсюда слово подлец. Всё это происходило публично, а ледяная глыба с вмороженным в неё преступником стояла до весны. Но это было так давно, когда ни поморов, ни скандинавов ещё и в помине не было. Основу Поморья составляли крепкие многодетные семьи, построенные на почитании старших. Например, сын скорее бы свою жизнь положил, чем бросил бы отца умирать в морозном лесу. Такого быть не могло. А если бы что-то подобное было в истории Поморья, то это была бы не сказка, а быль, и называлась бы она «Про подлеца и сволочь».

«СКАЗКА» ТРЕТЬЯ: «ПРО ЦАРЬ-ЖЕРНОВ»

Создается впечатление, что сюжет этой «сказки» заимствован у Александра Пушкина из «Сказки о золотой рыбке». Только вместо рыбки — жернова. Да ещё появился горох, проросший до неба. Чем не «мировое дерево»? Правда, море куда-то исчезло. А окончание как в басне дедушки Крылова про ворону и кусочек сыра. Только вместо вороны — старик, вместо сыра — жернова. Они уже были у старика в руках, да выронил, раззява! Да и сами жернова, похоже, заимствованы из финского эпоса 19 века «Калевала».

Но не в этом главное, а в том, что горох в жерновах не мололи! Выражение «молоть горох» равнозначно насмешке «толочь воду в ступе» и означает выполнять ненужную, бессмысленную, бестолковую работу, или просто пустую болтовню. Сюда же относятся выражения: «не мели чушь», «не мели чепуху», «мели Емеля, твоя неделя»…

Но подобные тонкости тем, кто слепил эту «сказку», похоже, неизвестны. Подобное не могло появиться не только в Поморье, но и в другой части России. А в Поморье горох не мололи и воду в ступе не толкли, а занимались конкретным, полезным делом. Например, готовили снасти на рыбный промысел, ставили парус на коч, ходили в море, рубили избу и так далее.

«СКАЗКА» ЧЕТВЁРТАЯ: «БАБКА И БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ»

Это самая примитивная из представленных «сказок». Сюжет явно заимствован из русской народной сказки «Машенька и медведь», а также из сказки «Вершки и корешки». Только вместо Машеньки — бабка, вместо продуктов питания — поленница дров. Кстати, о дровах: в далёкие и почти сказочные времена дрова в море не заготовляли. Это стало актуально в 1930–80-е годы 20-го века, когда шёл интенсивный сплав древесины по северным рекам (молевой сплав). Но к этому времени все сказки были уже собраны и записаны, а у вновь сочинённых сказок имелись авторы. Да и бабка в «сказке» какая-то мужеподобная, просто-таки размужичье какое-то, Илья Муромец в юбке, что ли?

Хватило сил одной сырые брёвна из воды повытаскивать, распилить, расколоть, и в поленницу уложить!

И на этом, похоже, фантазия у неизвестных горе-сказителей закончилась. Бабка, вместо того, чтобы использовать свои сверхфизические способности и зашибить медведя поленом, вступила с ним в переговоры (!). Получается, ушлая бабка три раза обманула простодушного белого медведя, после чего он устыдился и ушёл насовсем. Ну, просто кто-то решил «молоть горох»! И так похоже на тему сегодняшнего дня — вспомните, символом какой партии является белый медведь? Получается, бабка озвучила политическую программу тех, кто сам эти скабрезности и состряпал. А сами авторы этой стряпни, вроде, остались как бы и не причём. Но какое отношение всё это имеет к поморским сказкам?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В предисловии к этому изданию книги указана причастность к этим «сказкам» некоей кулойской бабушки 1908 года рождения. Бабушка, вероятно, существовала, но подобных сказок в поморской среде не было и быть не могло. По моему мнению, эти фальшивки специально сфабрикованы для подобного издания, а бабушка нужна, чтобы скрыть авторство. Очевидна и цель обмана: нанести удар по поморской культуре изнутри, убить память поморов, подменив их настоящие народные сказки.