В прокате с 20 сентября

Режиссёр: Дэнни Бойл

В главных ролях: Химеш Патель, Лили Джеймс, Софи ДиМартино, Джоэль Фрай, Эллиз Шапелль


Один из самых культовых английских режиссёров современности — Дэнни Бойл, автор таких работ, как «На игле», «Миллионер из трущоб», «Пляж» и «127 часов», создал новую картину «Yesterday», синопсис которой крайне прост в своей гениальности. Давайте все вместе, как пел Джон Леннон, на секунду включим воображение, откроем двери восприятия и представим мир, в котором никогда не существовало группы The Beatles.

Джек Малик (Химеш Патель) – музыкант, живущий в маленьком английском провинциальном городке, всеми силами бьющийся на протяжении многих лет за малейшую крупицу славы, но тщетно. Единственный на свете человек, который верит в его талант и всенепременный успех — подруга Элли (Лили Джеймс).

Она со школьной скамьи таскает за ним аппаратуру, подбадривает, подвозит до дома, организует концерты, где Малик собирает по пять человек и то из числа знакомых. После очередного позорного выступления у Джека совсем опускаются руки, и он решает покончить с мечтой о музыкальной карьере, но той же ночью происходит нечто совсем не входившее в его планы.

На пару мгновений загадочным образом во всём мире отключается свет, выключается подсветка Эйфелевой башни, перестают транслироваться новости, и в этот же момент Джек врезается на велосипеде в автомобиль.

После случившейся аварии неудачливый музыкант обнаруживает, что его друзья больше не узнают песен The Beatles, поисковая строка по запросу о «ливерпульской четвёрке» не выдаёт ничего кроме жучков, а винил из личной коллекции безнадёжно утерян. Кажется, весь мир сошёл с ума. Остаётся только воспользоваться моментом, восстановить в памяти тексты песен и начать восхождение на Олимп популярности.

Наверное, каждый из нас, находя песню, слова и мелодика которой наиболее близко коррелировала с нашим душевным состоянием, ловил себя на мысли «Чёрт, а почему это сочинил не я?» или представлял себя на сцене вместо автора. На этой магии и реализации простой фантазии держится весь фильм.

И самая интересная его составляющая – что в действительности потерял бы мир, если из него убрать всего одну рок-группу. Добро пожаловать в мир без сигарет, кока-колы, группы Oasis, Гарри Поттера, — да, нас ожидает коллективный эффект бабочки: убирая один элемент реальности в прошлом, мы рушим хрупкую последовательную взаимосвязь всего и вся на этой планете.

Всем вроде бы очевидно, что мир потерял бы очень многое без вселенной группы The Beatles, а это отнюдь не только пара потрясающих альбомов и музыкальных направлений, но и целый пласт экспериментов в визуальном искусстве, клипах, постерах, фотографии, да даже один любимый всеми психонавтами мультик «Yellow submarine» чего стоит.

Если бы ни одно но, Джон Леннон вполне вероятно бы сейчас здравствовал, или, как это показано в фильме, жил в скромной лачуге на берегу океана, философствуя о жизни. Момент в фильме, когда Малик приезжает к живому Леннону за советом, тронет до глубины души всех фанатов.

Кстати, о музыке в фильме. Трудно придраться к её перепеву, всё выглядит предельно аутентично, но после просмотра возникает неуловимый вопрос: а почему для воссоздания альбома культовой группы герой выбирает не самые очевидные хиты?

А дело тут вот в чём: в «Yesterday» использованы по преимуществу песни, авторские права на которые принадлежат сэру Полу Маккартни, так как права на всё творческое наследие после смерти основателя группы перешли Йоко, а она, в свою очередь, заламывает дикий ценник за использование песен Джона в фильмах.

К сожалению, несмотря на всю нетривиальность задумки, фильм во многом проигрывает в отсутствии психологизма персонажей и не крепкой структуре с тремя сюжетными линиям, ни одна из которых не раскрывается в полной мере.

В банальной лав-стори зрителю вообще не понятна модель поведения Малика, как будто всё, что нам известно о персонаже — картонный типаж «музыкант-неудачник», но тут надо отдать должное актёрской игре Лили Джеймс (сериал «Война и мир»), которая вытягивает на себе зрительское сопереживание. Также жутко смешно выглядит Эд Ширан, играющий самого себя, которому мантия судьи музыкальной индустрии явно великовата.

Лучший эпитет для «Yesterday» — английский фильм, в меру с хорошим юмором, насыщенной почти приключенческой линией, морализаторством и отличной музыкой. Самое лучшее, что есть в этом кино – это то, что после просмотра вы гарантировано пару тройку дней будете переслушивать битлов, а это всегда кстати.

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».