Вместе с архангельскими депутатами коллеги из НАО, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Республики Коми, Карелии и Псковской области обсуждали расширение Арктической зоны России и государственную поддержку работников гидрометеорологических полярных станций. Целый блок вопросов в повестке заседания касался коренных малочисленных народов Севера.

Рассказывая о работе ПАСЗР, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов Александр Дятлов отметил (далее цитата):

«В Парламентскую Ассоциацию входит 11 регионов. Когда один субъект выходит со своей инициативой на федеральный уровень, то результат зачастую не оправдывает ожиданий, а когда есть поддержка всего Северо-Запада России, то к этой инициативе уже совсем другое отношение в Государственной Думе, правительстве и других структурах.

Поэтому мы системно участвуем в работе Ассоциации, всех 11 постоянных комитетов. К тому же работа в рамках ПАСЗР — это возможность обменяться опытом с коллегами из других регионов, узнать о тех проблемах, с которыми сталкиваются наши соседи, и вариантах их решений».

Конец цитаты.

Первым на заседании комитета рассматривался вопрос включения в состав Арктической зоны Российской Федерации территорий муниципальных образований «Пинежский муниципальный район» и «Лешуконский муниципальный район» Архангельской области.

Как отметил представитель Губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит (далее цитата):

«Необходимость включения данных районов в этот перечень подтверждается их стратегической значимостью для обеспечения национальной безопасности и комплексного социально-экономического развития Арктического макрорегиона. Конечно, это и усиление геоэкономического и арктического каркаса Российской Федерации.

По нашему мнению, и по экспертов, эти районы отвечают всем критериям, как природно-климатическим, так и социально-экономическим. Мы рассчитываем, что это позволит улучшить условия для ведения предпринимательской деятельности.

Что касается развития лесопромышленного комплекса, то на территории Архангельской области планируется реализация крупного инвестиционного проекта в лесной сфере. Инвестором является ГК „УЛК“.

Здесь важно подчеркнуть, что социально-экономическое развитие является комплексным процессом. В данном случае региону важно, чтобы непосредственно с промышленной деятельностью развивалась и общая доступная среда, инфраструктура.

У нас Мезенский, Лешуконский и Пинежский районы (частично) не подключены к центральной энергитической системе. При их подключении инвестор может получить дополнительный стимул от государства для электрификации наших жителей.

По территории Пинежского района будет проходить северное звено железнодорожной магистрали „Белкомур“, что тоже усилит связанность территорий.

Большой потенциал на территории Пинежского района заложен для туристко-рекреационной деятельности и спорта».

Конец цитаты.

Тему продолжил председатель постоянного комитета ПАСЗР по делам Севера и малочисленных народов Матвей Чупров (далее цитата):

«Эти районы находятся рядом с теми, которые включены в состав Арктической зоны и имеют схожие характеристики: труднодоступность, монопрофильность развитости хозяйства, присутствие коренных и малочисленных народов и так далее.

Поэтому включение данных территорий в состав Арктической зоны, безусловно, поможет региону понять, как к ним стоит относиться. Соответственно, можно будет рассчитывать и на Федеральную поддержку.

Прежде всего, речь здесь идет о важнейших льготах как для населения, так и для инвесторов».

Конец цитаты.

Кроме того, на заседании обсуждался вопрос об опыте Республики Карелия по развитию социального предпринимательства среди коренных малочисленных народов. В частности, в Карелии органами местного самоуправления на конкурсной основе предоставляются следующие виды поддержки:

— субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей — групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и дошкольных образовательных центров, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в соответствии с законодательством РФ;

— субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих те или иные виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

В 2019 году в Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее — Министерство) за получением данной меры поддержки (она оказывается на конкурсной основе — прим. ред.) обратились 19 заявителей, из которых трое прошли конкурсный отбор и получили субсидии на возмещение части затрат общей суммой более 2 млн. рублей.

Другая важная тема касалась государственных гарантий для работников, осуществляющих свою деятельность на гидрометеорологических полярных станциях. Как оказалось, штатная численность работников станций и постов, расположенных в Арктической зоне на территории Архангельской области и НАО, на 1 сентября 2019 года составляет 284.2 единиц, фактическая численность — 220 работников, средняя укомплектованность штатов — 77%.

В то же время, при штатной численности 176 работников средняя укомплектованность штатов труднодоступных станций (ТДС) составляет порядка 62%.

Основной серьезной проблемой в отношении функционирования полярных станций (ТДС) является низкий уровень заработной платы работников и, как следствие, низкий уровень укомплектованности их штатов.

Так, средняя (основная) заработная плата за 7 месяцев 2019 года составляет 35 тыс 456 рублей. Это для Архангельской области. Здесь же фактическая зарплата за период с января по июль с учётом выплат по вакантным должностям, равняется 76,4 тыс рублей. И это при средней зарплате по регионам в 47,5 тыс рублей.

Как отмечалось, это говорит о том, что фактическая средняя заработная плата работников полярных станций по основной должности составляет 30-50% от уровня средней заработной платы по регионам.

Что касается НАО, то в округе средняя (основная) заработная плата за 7 месяцев 2019 года составляет 28,5 тысяч рублей, при фактической зарплате в 48,2 тысячи. Средняя зарплата по регионам — 83,5 тысяч рублей.

При этом, даже с учётом доплат за работу по вакантным должностям (то есть выплат временного характера) уровень зарплаты работников полярных станций на территории НАО остается ниже уровня средней заработной платы по региону.

Одним из факторов измения отношения работников к исполнению своих должностных обязанностей (как ни странно) считается повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Отмечается, что его повышение привело к выравниванию зарплаты квалифицированных специалистов с заработной платой работников рабочих специальностей, по которым квалификационные требования отсутствуют.

Как следствие происходит отток специалистов.

Еще одна обсуждаемая проблема — это отсутствие учебных заведений среднего профессионального образования для подготовки специалистов гидрометеорологического профиля.

Данную информацию прокомментировал депутат и председатель комитета Архангельского областного Собрания по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов (далее цитата):

«Мы должны понимать, что речь в данном случае идет о мерах комплексной поддержки.

Развитие Арктической зоны является важнейшей государственной задачей. И когда мы слышим о проблемах подобного рода, то понимаем, что процесс поиска их решений не должен останавливаться.

Поэтому наша задача, как законодателей, продолжать вырабатывать действующие и понятные механизмы для создания комфортных условий в Арктике. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что Арктика из себя представляет.

Правильно оценить ее значение и найти к ней подход — вот наша задача».

Конец цитаты.