Режиссер: Андре Овредал

В главных ролях: Зои Маргарет Коллетти, Майкл Гарза, Гэбриел Раш, Остин Абрамс, Дин Норрис, Джил Беллоуз, Лоррейн Туссен, Остин Зажур

В прокате с 8-го августа

Коротко о сюжете, который в фильме хоть и рваный, но присутствует:

На Хэллоуин 1968 года в маленьком пенсильванском городке старшеклассница Стелла фанатка хоррора в больших очках, и двое ее таких же нескладных друзей решают забросать какашками местных хулиганов.

Спасаясь, они залезают в машину к отважному мексиканскому юноше Рамону, а потом уже вместе с ним отправляются в дом с привидениями: в конце XIX века жившее там семейство фабрикантов держало взаперти девочку Сару, с которой что‑то было не в порядке: та через стенку зачитывала окрестным детям страшные истории, и дети вскоре умирали.

«Страшные истории» — антология страшилок для младшего и среднего школьного возраста, которую по мотивам городских легенд сочинил писатель Элвин Шварц и издал в трех томах в 1980-е — начале 1990-х.

Насколько можно судить, в Америке эти книжки, снабженные к тому же удачными (и правда очень страшными) иллюстрациями, были и остаются чрезвычайно популярны. По крайней мере, всяческие ассоциации озабоченных родителей неоднократно пытались их запретить или хотя бы изъять из школьных библиотек.

Экранизацию собирался снимать Гильермо дель Торо, но он в итоге остался лишь продюсером, а режиссером стал норвежец Андре Эвредаль, тоже большой любитель фольклора, на родине поставивший фэнтези «Охотник на троллей», а в Англии —камерный хоррор про морг и ведьм «Демон внутри».

Поскольку книга просто сборник коротеньких, на пару страниц, сказок для костра в пионерлагере, авторы фильма придумали собственный большой сюжет, достаточно элегантно, пусть и не слишком оригинально, вплетя туда эти рассказики.

Получились как бы вставные короткометражки — очень наивные и очень эффектные мини-новеллы про монстров: пугало-убийца, страшный прыщ, труп, который требует вернуть его палец, оказавшийся в супе, и все такое. Это, несомненно, лучшее, что есть в фильме.

В остальном же тут в дель-торовской манере лихо перемешаны, сразу несколько жанров. С одной стороны, история про не в меру любопытных подростков-гиков с уклоном в 80-е (или «Очень странные дела», если угодно).

С другой, подростковая фантастика в духе «Пункта назначения». С третьей, готический хоррор со встроенной самокритикой, как теперь принято, всего готического. С четвертой, нежное ретро про конец 60-х: автомобильные кинотеатры, где крутят «Ночь живых мертвецов», психоделическая песенка Донована в исполнении сперва автора, а потом (на финальных титрах) Ланы Дель Рей, и так далее; забавно, что действие «Историй» разворачивается за считанные месяцы до действия выходящего у нас одновременно «Однажды… в Голливуде» (рецензию на который читайте на следующей неделе).

И, конечно, тут есть политика, без которой дель Торо тоже трудно представить. На заднем плане (но очень настойчиво) идут выборы горе-президента Ричарда Никсона, чем‑то неуловимо напоминающего нынешнего.

Вьетнамская война не только фон, но и важный элемент сюжета. Героя мексиканского происхождения оскорбляют на национальной почве злые подростки и офицер полиции. Капиталисты оказываются такими же чудовищами, как, собственно, чудовища.

От взрослых вообще ничего хорошего не жди: главную героиню, например, в детстве бросил даже не папа, как обычно, а для разнообразия мама.

Все это неизменно мило и по большей части несколько пластмассово. Эвредаль — техничный режиссер, и отдельные кусочки вроде бы довольно страшные, не стоит верить мягкому подростковому рейтингу (чего стоит улыбчивая женщина в коридоре или составной человек).

Но фильм в целом слишком дробный, слишком знакомый и слишком вылизанный, чтобы испугать по-настоящему.

«Истории» напоминают, что монстры, когда ты ребенок (хотя герои не то чтобы дети, и тут тоже есть некоторая несуразность), поджидают тебя повсюду: дома, когда родители уехали, в школе, а тем более в полицейском участке или в психушке.

Но вместо монстров в раельности оказываются маркетологи, готовые упаковать детские кошмары в нейтральную упаковку, впихнуть их родителям через грамотное позиционирование фильма в рекламе и без церемоний толкнуть в очередь на сиквел, которых с таким сюжетом можно наделать, сколько угодно.

Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».