Редакция газеты «Правда Северо-Запада» продолжает следить за резонансным уголовным делом, по которому был осужден бывший региональный министр экономического развития Сергей Аверин.

Напомним, что Сергей Аверин был осужден в Санкт-Петербурге Невским судом по ст. 159.4 УК РФ. Если кратко, то суть уголовного дела такова: по версии следствия, Аверин, будучи директором компании «Бизнесстрой», совершил хищение 73,3 миллиона рублей. Деньги были ассигнованы министерством строительства Архангельской области бюджету Каргопольского муниципального района.

К началу 2013 года фирма «Бизнесстрой» заключила муниципальный контракт на сумму более 167 миллионов рублей, обязавшись построить канализационно-очистные сооружения в городе Каргополе.

В период исполнения контракта на счет предприятия поступило около 119 миллионов рублей, в то время как стоимость непосредственно строительных работ составила 46 миллионов. 48 миллионов для финансирования окончания строительных работ в бюджет так и не были внесены.

Уже после оглашения приговора Сергей Аверин встретился с журналистами «Правды Северо-Запада» и изложил свою точку зрения по каргопольскому уголовному делу. Из рассказа бывшего министра следует, что схематоз, который буквально замутили чиновники и министры областного правительства, не выдерживает никакой критики.

Впрочем, делать определенный вывод в этой истории еще рано: Сергей Аверин намерен подать апелляцию.

Итак, каким же образом Каргополь недосчитался дома для ветеранов и при чем здесь дорогущий коллектор? Рассказываем со слов Сергея Аверина.

Он пояснил, что с его фирмой был заключен муниципальный контракт на 167 миллионов рублей. При этом изначально стоимость строительства составляла 220 миллионов рублей, но за счет корректировки проектной документации, внесению по предложению специалистов компании «Бизнесстрой» изменений в части применяемых технологий строительства и оборудования удалось снизить стоимость строительства.

Компанией «Бизнесстрой» из этой суммы фактически было получено 119 миллионов рублей.

– Раньше муниципалитеты могли контрактоваться без фиксирования полной стоимости контракта в бюджете. Сейчас это невозможно – ​пока бюджетом не предусмотрена вся сумма финансирования, контракт не может быть отторгован. В 2012–2013 годах (когда контракт заключался) такая возможность была.

Изначально на 2012 год в бюджете была заложена сумма порядка 10 миллионов на контракт, естественно, что за эти средства очистные сооружения построены быть не могли. Позднее, после разработки указанной схемы в 2012 году, ее увеличили до 35 миллионов. До конца 2014 года она должна была как раз дойти до 167 миллионов рублей.

По состоянию на апрель 2014 года было заложено 119 миллионов. С того момента никаких сумм в бюджет внесено не было, – ​рассказывает Сергей Аверин.

И все же ключевым остался вопрос: куда делись 73 миллиона рублей? Для ответа на этот вопрос мы окунемся в далекий уже 2010 год.

Тогда Архангельская область получила субсидию из федерального бюджета на строительство жилых домов в Каргополе под квартиры для ветеранов Великой Отечественной войны.

Эти средства были переданы застройщику – ​«ПСК «Строймонтаж». Генеральный директор фирмы благополучно обналичил средства и скрылся.

– Андрей Егоров, который был заместителем главы района, как следует из показаний представителя ветеранов в Каргополе — это есть в материалах дела, — тогда активно склонял и агитировал ветеранов, чтобы они передали средства по сертификатам из федеральной субсидии именно данному застройщику, – ​продолжает Сергей Аверин.

В итоге ветераны остались без квартир, а область не смогла отчитаться перед федеральным правительством. Вопрос необходимо было решить…

И тогда в 2012 году в правительстве Архангельской области появилась гениальная идея: отторговать контракт на очистные сооружения и в этой сумме предусмотреть средства на строительство двух домов для ветеранов. Всего 29 квартир. Но без официального подтверждения.

– Тогда я активно общался с Алексеем Алсуфьевым и Игорем Войстратенко (бывший министр строительства региона). Просил представить мне какие-либо официальные документы. Мне сказали, что это невозможно, поскольку это может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств и повлечь негативные последствия для чиновников.

У меня имеется служебная записка (датирована 11 декабря 2012 года и приложена к материалам дела. – ​Прим. ред.) от имени Алексея Андронова на имя губернатора.


Однако в ходе судебного процесса все чиновники отказались от тех достигнутых договоренностей. Записка же говорит об обратном. Там черным по белому сказано, что после согласования с контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области муниципальный контракт будет заключен именно с «Бизнесстроем».

Это подтверждается и в протоколах совещания у заместителя губернатора (16 ноября 2012 года. – ​Прим. ред.) и министра строительства (13 ноября 2012-го. – ​Прим. ред.).

При этом контракт мы заключили в 2013 году. То есть они уже заранее спланировали всю схему.

По факту же все гарантии на личных встречах мне давали Алсуфьев вместе с Войстратенко. К слову, того же Алсуфьева на следствии аккуратно вывели за пределы группы свидетелей со стороны обвинения, и следствие описывает обстоятельства с даты с заключения муниципального контракта, не рассматривая предварительную активную работу по организации и реализации разработанной правительством области схемы.

Что касается Войстратенко, то в суде он подтвердил, что такие переговоры о строительстве домов для ветеранов при обуждении контракта на очистные сооружения действительно велись, – ​отметил Аверин.

Здесь важно уточнить, что фирма «Бизнессстрой» тогда выступила в качестве инвестора, и за счет средств экономии при строительстве очистных сооружений из поступивших в оплату за выполненные работы сумм в размере 119 миллионов рублей производила финансирование строительства квартир для ветеранов. Именно она передала эти квартиры ветеранам. Параллельно строились очистные.

Почему же дело не было доведено до конца?

– В правительстве Архангельской области оказался дефицит бюджетных средств. Об этом мне в письмах тот же Андрей Шестаков (ныне – ​зампред правительства Архангельской области) указывал. Тогда меня просили оборудование поставить без денег. Оплатить обещали в будущем.

Причем тот же Шестаков также предлагал обратиться в банки для привлечения кредита для финансирования завершения строительства очистных сооружений. С банками я пообщался – ​у всех был один вопрос: ​каков источник погашения кредита?

Если кредит нужен для финансирования работ по муниципальному контракту, то в бюджете должны быть предусмотрены суммы на оплату этих работ в рамках контракта. Но в бюджете эти суммы отсутствовали, и вносить их в бюджет никто не собирался, в такой ситуации естественное решение любого банка было следующим: ​в кредите отказать.

В итоге, как было указано ранее, из бюджета израсходовали 119 миллионов рублей. На 46 миллионов рублей были выполнены строительно-монтажные работы и закуплено оборудование (канализационно-насосная станция и станция для очистки стоков).

Было построено два дома: один 12-квартирный – ​15 миллионов рублей. Эти квартиры были переданы ветеранам. Второй дом на 24 квартиры (из них 17 квартир были предусмотрены для ветеранов). Общая стоимость — 35 миллионов рублей.

24-квартирный дом был готов к вводу в эксплуатацию. По моей информации, даже состоялась приемочная комиссия, которая признала факт завершенного строительства. Это полномочия города Каргополя. В деле есть показания свидетеля о том, что он находился в кабинете у заместителя главы администрации района Купцова, когда тому поступил звонок из министерства строительства Архангельской области с запретом на ввод объекта в эксплуатацию.

Вероятно, все из-за того, что я отказался передавать этот дом до полной оплаты по муниципальному контракту. А Шестаков требовал дом передать, несмотря на отсутствие средств в бюджете, – ​продолжил Сергей Аверин.

В интервью он также пояснил, что взялся за строительство объектов, будучи уверен, что здесь нет никакого шкурного интереса, только реальное решение острых социальных вопросов. Бывший министр подчеркнул, что ему не поступали предложения с откатами. Задача была одна: ​построить объекты в положенный срок.

Дело благое. Это хорошо. Но выглядит история мутно. Прослеживается нецелевое использование бюджетных средств, когда под маркой меценатства, за счет бюджета, решается вопрос с гигантским косяком, который без сложнейшего схематоза практически невозможно было закрыть.

Конструкция заключается в том, что застройщик за счет экономии средств по муниципальному контракту в порядке добровольного пожертвования передает 29 квартир ветеранам.

И вот вам коллектор за 167 миллионов.

Цена никого не смутила. Была проверка ревизионной инспекции. Смету (уже с учетом снижения) отдали на проверку в Архангельский областной центр ценообразования в строительстве. Он выдал положительное заключение. Затем лот был выставлен на торги.

Сергею Аверину вменяют разницу между фактически полученными 119 миллионами и фактически затраченными на строительство очистных сооружений, причем только в части оборудования и строительно-монтажных работ.

– Объект оказался на самом деле достаточно капиталоемким: мы поменяли некоторые технологические решения, например, ушли от огромных железобетонных конструкций. Поставили модульное оборудование, которое работает до сих пор.

Министерством финансов РФ утвержден стандарт – ​Положение по бухгалтерскому учету расходов исполнения договора подряда. Там есть выплата заработной платы персоналу, есть налоги, приобретение материалов. Все это мы заплатили из пришедших 119 миллионов рублей. Но эта сумма тоже мне вменяется как хищение.

То есть эксперты и следствие считают, что расходы, на оплату налогов в бюджет, на выплату заработной платы персоналу, транспортные расходы на доставку оборудования, не связаны с исполнением контракта, – ​пояснил Аверин.

Другая, не менее важная деталь, — в том, что в областную инвестиционную программу включаются только те социальные объекты, по которым есть федеральное софинансирование. Очистные сооружения в Каргополе не предполагали федерального софинансирования и строились за счет средств регионального и местного бюджетов.

Выходит, что общим решением чиновники и депутаты утвердили: именно этот объект (когда уже имелись предписания Счетной палаты и Минстроя) должен возводиться за областной счет, и профинансировали его в первоочередном порядке, перераспределив финансирование с других социальных объектов.

А по итогу правительство Архангельской области отчиталось перед Минстроем РФ и Счетной палатой о том, что они передали ветеранам 11 квартир в рамках исполнения Указа Президента. И эти средства были оставлены в бюджете – ​их не стали перечислять в качестве возврата по требованию в федеральный бюджет.

– Можно предположить, что в официальном ответе на предписание Счетной палаты РФ о неисполнении Указа Президента РФ в адрес Министерства строительства и ЖКХ РФ, подготовленном должностными лицами правительства области, содержится заведомо недостоверная информация, поскольку правительство региона отчиталось, будто оно передало квартиры ветеранам за счет средств, полученных из федерального бюджета. Эти средства в федеральный бюджет никто не вернул. И эта же сумма фигурирует у меня в приговоре в качестве похищенной, – ​заключил Сергей Аверин.

Отсюда следует, что приговор Аверину является доказанным фактом, что правительство Архангельской области обмануло Президента, отчитавшись о выполнении его Указа.

Никто так и не объяснил, на каком основании должностные лица правительства Архангельской области уведомили Минстрой РФ, а тот, в свою очередь, Счетную палату, что эти квартиры построены за счет средств федеральной субвенции, что уменьшает суммы возврата средств из бюджета Архангельской области в федеральный бюджет.

Известно же, что квартиры строились за счет прибыли «Бизнесстроя», полученной в том числе по контракту на строительство очистных сооружений. Эти квартиры ветеранам передал именно застройщик.

А хуже всего то, что Указ Президента не был выполнен. В рамках этой самой субсидии дома построены не были.

Это ли не прецедент?

Мы продолжим следить за развитием событий. У нас почти нет сомнений, что соответствующие органы в скором времени обратят внимание на обстоятельства этой истории. Возможно, в Администрации Президента захотят проверить, как в Архангельской области выполняются Майские Указы.