Напомним, что Игорь Арсентьев является в областном Собрании заместителем председателя аграрного комитета, к компетенции которого относятся, в том числе, и вопросы торговли.

Перебой в продаже хлебобулочных изделий депутат считает лишь первым тревожным «звоночком», вызванным фактической монополизацией рынка федеральными торговыми сетями, — далее цитата:

«Вскоре после размещения поста в социальных сетях мне написали еще несколько человек, столкнувшихся с подобными проблемами в магазинах именно торговой сети „Магнит“, в частности, из Няндомского района.

Возможно, это и случайный логистический сбой, как пытались объяснить мне сотрудники одного из магазинов „Магнит“ в Северном округе, но это лишь подчеркивает актуальность проблемы экспансии федеральных торговых сетей в наш регион».

Конец цитаты.

Стоит отметить, что тема «Магнитов» и их отношение к занимаемой территории и клиентам в последнее время активно обсуждается в региональных СМИ, а надзорные ведомства, органы исполнительной власти и представители региональных ритейлеров уже вели между собой диалог о решении проблем, но пока он не дал существенных результатов.

Игорь Арсентьев считает, что корень проблемы кроется в федеральных законах, позволяющий одной торговой сети, фактически, устраивать монополии в малых городах, — далее цитата:

«Обсуждение на местном уровне в последнее время ведется действительно активно, но, на мой взгляд, основная проблема традиционно упирается в федеральное законодательство, в частности, в нормы 381-ФЗ о государственном регулировании торговой деятельности.

Им определена доля рынка, рассчитываемая по доле выручки, которую может занимать та или иная торговая сеть в субъекте. При этом концентрация магазинов одной сети в том или ином населенном пункте никак не учитывается.

В итоге мы столкнулись с ситуацией, когда несколько десятков тысяч жителей целого городского округа оказались „заложниками“ одной торговой сети».

Конец цитаты.

Напомним также, что в 2010 году была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, одной из главных задач которой является «достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов…».

Депутат Арсентьев считает, что действие этого документа, похоже, наш регион обошло стороной, — далее цитата:

«Считаю, что сложившаяся в области ситуация угрожает продовольственной безопасности граждан.

Что касается нашего комитета, то, несмотря звучащие порой скептические высказывания некоторых „специалистов широкого профиля“, мы ведем планомерную работу по разработке законодательного комплекса мер, которые позволят обеспечить баланс интересов торговых сетей и обеспечить рынок сбыта продукции малым местным сельхозтоваропроизводителям.

К слову, некоторые меры обеспечения населения социально значимыми продовольственными товарами были предложены еще в декабре 2008 года главой Роспотребнадзора.

Им тогда было направлено соответствующее письмо в регионы, в котором он, в числе прочего, рекомендовал органам государственной власти субъектов активизировать работу по развитию упрощенных форм торговли (ярмарок, ярмарок выходного дня), а также по открытию специализированных магазинов и отделов с выдержанным ассортиментом социально-значимых товаров с минимальной торговой надбавкой.

Но, к сожалению, следует констатировать, что в нашем регионе все это не было реализовано».

Конец цитаты.

По словам Игоря Арсентьева, в региональное УФАС уже направлено обращение с требованием проведения проверки соблюдения ЗАО «Тандер» и еще рядом федеральных торговых сетей части 1 статьи 14 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а в Роспотребнадзор — о проведении внеплановой проверки в части соблюдения закона о защите прав потребителей.

Как подчеркнул депутат, данные, полученные по результатам проверок, также могут лечь в основу законодательных инициатив по изменению регионального и федерального законодательства в сфере торговли.