В первую очередь стоит отметить, что, как показывает ТСОО, транспортировка мусора оказалось весьма недешевым занятием.
При этом, лишь 10 процентов от общих затрат на весь процесс внесет региональный оператор, остальные источники денег в документе не определены, но каждому сегодня понятно, из чьего кармана будет взята основная сумма.
Из этого вытекает не очень приятный вывод: не является ли тариф на вывоз мусора узаконенным необоснованным обогащением?
В случае с остальными коммунальными платежами у гражданина есть выбор, сколько тратить на свет, газ и воду. Нужда заставляет экономить — не пользуешься лампочками, платишь меньше. Уехал в отпуск или на вахту, счетчики не крутятся, за квартиру почти не платишь. Все справедливо.
Или как с водоснабжением: или счетчики, или по среднему тарифу. У каждого есть выбор…
Нельзя отделаться только от платежей за капремонт и, похоже, за вывоз мусора. Взносы в Фонд капремонта чуть ли не с самого начала всеми подряд назывались одними из самых грабительских и необоснованных, поскольку просто делятся на всех жильцов поровну, без учета вклада в общее имущество и фактического проживания.
С мусором та же история. Никого не волнует, производит ли человек тонну мусора или вовсе не оставляет после себя следов, поскольку, к примеру, живет в другом городе или стране. В нормативе сказано, что в среднем горожанин производит килограмм отходов в день, значит и платить будет за килограмм.
При этом, основной источник дохода для мусорной реформы — это каждый конкретный индивид. На первый взгляд все логично: кто мусорит, тот и платит, но при ближайшем рассмотрении этот постулат можно разбить на несколько выводов.
Раз люди платят, то они же вправе и требовать с регионального оператора исполнения обязанностей, близко к идеалу, чего, само собой, не будет, особенно в первое время. А значит тема мусора будет болезненной, провоцируя нарастание недовольства населения.
И потом, львиная доля мусора, производимого обычными гражданами — эта различная упаковка. Любой товар не продается без пакетика или коробки. В таком случае, почему бы не обложить налогом торговые сети, производителей пластиковых изделий и крупных промышленников, вместо того, чтобы драть последнее с небогатого населения?
Никто не говорит о том, что за вывоз мусора должны платить только торговые сети и предприятия, но грамотное распределение налоговой нагрузки позволило бы снизить тариф для рядового гражданина и, возможно, в длительной перспективе, вынудит крупные сети использовать упаковку, которую легче утилизировать.
Из приятных моментов в обновленной терсхеме можно выделить систематизацию объектов накопления отходов. На сегодняшний день карта свалок выглядит, как хаотичный набор точек, чем, по сути, и является.
Причем, большая часть этих точек — обычные свалки, даже не полигоны. Найти на карте места переработки отходов и с лупой не получится.
Во всяком случае, по плану должна появиться хоть какая-то система с выстроенными маршрутами техники, а полигоны расположатся вдоль трасс, подальше от населенных пунктов.
Другой вопрос, как это будет реализовано. Если каждый полигон будут пропихивать с таким огромным скандалом, который есть сегодня вокруг межмуниципального полигона, то реформа затянется на десятилетия.
При этом, далеко не каждая точка будет идеально соответствовать всем нормам, учитывая местную природу.
Остается надеяться, что составители схемы хотя бы выбирали меньшее из зол, выбирая места для новых накопителей.
Что касается раздельного сбора мусора, то можно сделать вывод, что реформаторы пока понятия не имеют, как его организовать. В главе, посвященной этой теме, ни одной конкретной фразы, одни разговоры про «экологическую культуру населения» и «создание нормативных актов».
Куда больше внимания отведено строительству заводов по переработке, но нигде не сказано, кто и где будет сортировать мусор.
Реформа рассчитана до 2024-го года, но для того, чтобы приучить всех и каждого делить свой мусор нужно куда больше времени, а без этого переработка будет иметь малый результат. Не на конвейере же его расфасовывать. А если и так, то будьте любезны выложить еще немного за работу фасовщиков.
И ярым противникам межмуниципального полигона на заметку список заполненных свалок, использование которых более невозможно по объективным причинам:
- Полигон под Новодвинском
- Полигон рядом с деревней Приводино
- Полигон рядом с поселком Урдома
- Полигон Софроновское с. п., Ленский район
- Полигон города Котлас
И еще одна интересная цифра: общая площадь одних только несанкционированных свалок составляет 497 гектаров. И тут уже не получится обвинить злую власть в отравлении северной природы. На незаконные свалки люди сами валят мусор, просто потому что привыкли.